Как общины помогут развивать распределенную децентрализованную генерацию?

Валерий Безус, советник министра развития общин, территорий и инфраструктуры, вице-президент Energy Club:

Общины имеют все возможности для обеспечения собственной и общеукраинской энергетической устойчивости, но не могут формировать национальную политику. Этот вопрос едва ли не единственный почти вне их влияния и это единственный весомый фактор, мешающий построить украинскую энергетическую независимость.

Именно на уровне национальной политики определяются законы и правила развития энергетического сектора. Именно на этом уровне традиционно игнорируются возможности и права общин по решению вопросов собственного энергообеспечения.

Все законы и правила по функционированию энергетической системы и энергетических рынков Украины как бы намеренно созданы таким образом, чтобы не дать возможность общинам позаботиться о собственной энергетической безопасности, а вместе с этим – и о перспективах собственного социально-экономического развития, критически зависящего от безопасности, постоянства и эффективности энергообеспечения.

На уровне общин есть веские возможности по восстановлению энергетических мощностей. Суммарно эти возможности соразмерны возможностям развития централизованной генерации, но они имеют значительное преимущество с точки зрения скорости развертывания.

Все планы восстановления и развития больших мощностей традиционной генерации электрической энергии наталкиваются на огромные барьеры. Речь идет о невозможности обеспечения дешевого и оперативного финансирования проектов, связанных с генерацией на основе традиционных видов топлива, а также о более длинном цикле производства и поставке необходимого оборудования.

Масштабные централизованные, на сотни мегаватт, проекты возобновляемой энергетики требуют преодоления еще больших барьеров. Между тем общины имеют очень большой комплекс инфраструктуры, которая может быть использована для быстрого развития распределенной децентрализованной генерации.

Такое поколение способно обеспечить общины достаточным количеством энергии и добавить к объединенной энергетической системе необходимое количество качественной мощности.

Аппарат национальной энергетической политики сейчас репрессивнее относительно местных инициатив по развитию локальных энергетических систем. Ускоренное социально-экономическое развитие государства требует принципиального замещения репрессивного административного режима в либеральный и благоприятный.

Понятно, что есть объективные требования и ограничения, связанные с устойчивым функционированием энергетических систем, которые должны выполняться четко. Однако вне этих ограничений не должно быть лишних административных барьеров.

Энергетические рынки должны быть максимально демонополизированы, а развитие распределенной генерации на уровне общин – и цель и средство такой демонополизации.

Новая энергетическая система Украины

Война радикально изменяет количественную и качественную структуру украинского энергетического микса. Вопрос, как оптимально построить новую структуру, имеет большое значение. Наиболее значимыми факторами формирования такой структуры являются безопасность, декарбонизация, децентрализация и диджитализация.

Декарбонизация некоторое время находится в поле зрения, а вот фокус на децентрализацию – новая тенденция в Украине, связанная, прежде всего, с атакой России на украинскую энергетическую инфраструктуру. Однако возможности развития децентрализованной распределенной генерации связаны не только с вызовами безопасности.

Роль общин в развитии украинской энергетической системы сильно недооценивается.

С одной стороны, реформы публичного управления, в частности реформы энергетического сектора, сильно ослабили возможности централизованного административного влияния на формирование и развитие национальной энергетики. Не считая того, энергетическая децентрализация еще не получила достаточной ресурсной и регуляторной базы. Однако другого действенного пути, чем усиливать роль общин, нет.

Децентрализованное поколение, максимально приближенное к потреблению в общинах населением и бизнесом, – наиболее эффективное средство развития новой энергосистемы страны и лучшее средство защиты ее энергетической инфраструктуры.

Распределенная генерация в общинах

Среди широкого диапазона возможностей развития местной энергетики следует выделить три ключевых, позволяющих быстро и эффективно повлиять на развитие национальной энергетической системы.

  1. Высокоэффективная когенерация на основе мощностей систем централизованного теплообеспечения городов.

Несмотря на многолетний кризис, экономическое и физическое разрушение систем централизованного теплообеспечения, города обладают большими котельными, обеспеченными инфраструктурой подключений к электрическим и газовым сетям.

Такие котельные могут разместить у себя десятки мегаватт установленной электрической и тепловой мощности высокоэффективной когенерации. Нехватки стандартных и даже модульных технических решений для этого нет. Электроэнергия при этом должна не только удовлетворять свои потребности, но и поставляться в энергосистему страны.

Таким образом, можно быстро создать необходимый для системы объем гибкой генерации. В пределах даже одного крупного города вполне реально оперативно построить более сотни мегаватт установленной мощности, используя только имеющуюся инфраструктуру котельных централизованного теплоснабжения.

Трудно представить более эффективный инструмент усиления энергетической безопасности общин, чем высокоэффективная когенерация при создании условий для ее полноценной работы в энергетической системе Украины.

  1. Солнечная генерация и система накопления энергии на базе объектов водоснабжения и водоотведения.

Территории размещения объектов водоснабжения и водоотвода площади кровель объектов недвижимости на таких объектах должны быть использованы для установки фотовольтаических панелей.

На самих объектах должны быть оборудованы установки для хранения энергии. При этом не должно быть административных ограничений по мощности таких систем. С одной стороны, это едва ли не самые приоритетные объекты критической инфраструктуры по устойчивому энергоснабжению, с другой стороны, они чрезвычайно энергозатратны.

Развитие мощностей солнечной генерации вместе с системами накопления на базе таких объектов позволит решить вопрос их устойчивого энергообеспечения и усилить движение по декарбонизации национального энергетического микса.

Отдельный вопрос, являющийся предметом инноваций – оптимизация режимов работы насосного оборудования и использование резервуаров, которые можно использовать для регулирования нагрузки в системе управления спросом.

Именно либерализация развития коммунальной энергетики на объектах водоснабжения и водоотвода может служить серьезным толчком для развития экосистемы инноваций в сфере энергоэффективности работы таких систем.

  1. Производство биогаза на очистных сооружениях систем водоотвода.

Станции аэрации систем очистки сточных вод должны быть оборудованы установками по производству биогаза. Таким образом, должна быть существенно решена проблема утилизации осадка сточных вод, а сами объекты должны стать сердцем биоэнергетических кластеров.

В отличие от потенциального размещения производств биогаза на большинстве агроперерабатывающих мощностей в городах нет типичных проблем с подключением к газовым сетям. К тому же именно в городах находятся центры потребления газа.

Производимый биогаз должен быть использован на размещенных на станциях аэрации мощностях высокоэффективной когенерации. Так можно добиться положительного эффекта не только от наличия гибкой распределенной генерации, но и от полной декарбонизации электрической и тепловой энергии, производимой на этих установках.

В свою очередь такая чистая энергия должна стать существенным фактором конкурентоспособности общества и бизнеса, работающего на ее территории.

Энергетическая децентрализация

Сфокусированное внимание на уровне формирования национальной политики в сфере энергетики и регионального развития только на трех указанных направлениях может дать быстрый эффект для развития государства.

Имеющийся и перспективный дефициты мощности можно преодолеть за счет наиболее дефицитной гибкой генерации, что позволит открыть новые возможности для интеграции возобновляемой энергии и декарбонизации энергетического микса.

Общины получают дополнительные возможности для сохранения и развития централизованного теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также для решения болезненного вопроса утилизации осадка сточных вод, что создает экологические проблемы и блокирует использование городских земель.

Для этого необходимо срочно произвести изменения в регуляторной базе, убрав лишние барьеры для деловой активности на уровне общин и преграды при привлечении частных инвестиций. Для объектов распределенной генерации должен быть упрощен доступ на рынок электрической энергии, на все его сегменты.

Важна также ускоренная имплементация закона “О высокоэффективной когенерации”, срочная разработка и принятие подзаконных актов. Поскольку развитие гибкого поколения имеет большое общественно-экономическое значение, должны быть созданы действенные стимулы для инвестиций в такие объекты в виде налоговых льгот.

Энергетическая устойчивость общин является фундаментом устойчивой и устойчивой энергосистемы государства. В условиях глобальной энергетической трансформации следование принципу трех Д (декарбонизация, децентрализация и диджитализация) является залогом успеха в достижении целей устойчивого развития и энергетической независимости.

Децентрализованная энергетика должна стать основой создания и развития местных и региональных экономических кластеров, развития местной, региональной и национальной экономики Украины. (Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий