Польские компании демпингуют украинский рынок сжиженного газа, поставляя дешевые российские смеси
Владислав Колодяжный, CEO GT Group:
Мы вроде бы привыкли к дискурсу, что с началом полномасштабного вторжения РФ в Украину цивилизованный мир увеличил усилия, чтобы слезть с российской энергоресурсной иглы.
Однако не надо думать, что россияне сидят, сложа руки. Они активно ищут пути продаж, в частности сжиженного газа. И находят их – благодаря безумному демпингу цен и недобросовестности некоторых игроков рынка, в том числе европейского.
Немного дико в 2024 г. знать, что значительная часть импортированного в Украину сжиженного газа поставляется из страны-агрессора. Следовательно, россияне получают из этого прибыль, которую направляют на войну с нами.
Тем не менее, именно это происходило за последние два года и происходит сегодня. Благодаря манипуляциям с понятийной базой и документацией по происхождению некоторые “производители-бленды” из Польши, Литвы и Латвии продают в Украину фактически российский продукт.
А некоторые украинские покупатели из-за собственной выгоды “не замечают” очевидной разницы в цене по сравнению с американским сжиженным газом и не интересуются природой такой разницы.
Между тем, текущий спрэд (разница между ценами) газа из США/Европы и газом из России составляет 214,5 долларов США в одной тонне. Неплохая мотивация для генерирования и использования схем изменения происхождения товара – собственно игнорирование законодательных норм Евросоюза.
Интересно, что поставка самых больших объемов российского сжиженного газа (LPG) осуществляется на те же станции, где расположены крупнейшие терминалы отгрузки пропан-бутана в Украину.
По не менее интересному стечению обстоятельств, из 428 тыс. тонн всего импорта LPG из Польши в Украину в 2023 г., украинские импортеры завезли 111 тыс. тонн сжиженного газа с “казахскими” документами, что втрое превышало объемы физической поставки LPG из Казахстана в Польшу (35 тыс. тонн).
При этом в 2023 г. на станции Брузги (Беларусь) – Кузница (Польша) вообще не поставлялся газ из Казахстана, но в течение этого года Оренбургский ГПЗ (РФ) отправил на станцию Брузги 30,8 тыс. тонн газа (еще 221 тыс. тонн отправили другие российские заводы).
Не нужно быть гением логистики, чтобы понять, как это работает. С учетом того, что польские компании могут выступать как хранителями и продавцами своего газа, так и посредниками-отгрузчиками ресурса на терминалах третьих компаний.
Одной из крупнейших таких компаний, а одновременно и едва ли не крупнейшим поставщиком российского газа в Украину, является зарегистрированная в Польше компания Barter SA. Замечу, что главный акционер Barter SA Виктор Грико тесно связан с топовыми спонсорами войны, российскими энергетическими компаниями, такими, как “Газпром” и “ЛУКойл”.
Польский Forbes как-то писал о его намерении отдать “ЛУКойлу” часть акций Barter SA”. Беспардонность Barter SA привлекла даже внимание польских депутатов: представитель парламентского клуба народно-польской коалиции Яцек Томчак официально обращался к главе польского МВД с просьбой взять компанию под контроль через активную сотрудничество со страной-агрессором.
Грико также ранее завозил в Польшу российские угли и дизельное топливо, пока на эту продукцию не были введены санкции.
Поскольку запрета на ввоз российского сжиженного газа в Польшу до сих пор нет, компания осуществляет его закупку и перепродажу в Украину, изменяя при этом в документах происхождение газа с российского на польское. Вот только легальных оснований для такого изменения компания действительно не имеет.
Чтобы понять природу “схематоза” Barter SA, рассмотрим сегодняшние нормы европейского законодательства по определению происхождения товара. После вступления в Европейский Союз в 2004 году Польша стала частью таможенного союза ЕС, следовательно, должна соблюдать правила Таможенного Кодекса ЕС.
Правила происхождения товара при экспорте регулируются статьей 61.3 настоящего Кодекса. Согласно ей, в “Сертификате происхождения” должна быть указана либо страна, из которой был доставлен полностью готовый продукт, либо страна, в которой была осуществлена его последняя существенная трансформация.
Страной-производителем газа (а именно его компонентов – бутан, пропан), которым торгует компания “Barter SA”, является в основном российская федерация (небольшая доля может происходить из других стран).
Компания “Barter SA” лишь смешивает между собой или разные готовые смеси или их компоненты (пропан и бутан) преимущественно российского газа для получения необходимых соотношений, в зависимости от заказа клиентов или структуры поставки.
Именно это смешивание компания “Barter SA” почему-то определяет как “последнюю существенную трансформацию газа”, поэтому указывает страной происхождения не Россия, а Польшу (или ЕС).
Тем не менее, в Инструкции Европалаты отмечается, что: ” обработка или переработка, которая выходит за рамки “минимальной операции”, не означает автоматически, что эта обработка или переработка может рассматриваться как” последняя существенная трансформация”.
Фактически, смешивание компонентов газа компанией Barter SA не подпадает под признаки понятия последняя существенная трансформация в соответствии с Таможенными правилами ЕС и Инструкцией Европалаты относительно правил определения происхождения товара. Инструкция относит смешение компонентов газа к “minimal operations”, а именно: “d.
Смешивание товаров разного происхождения при условии, что характеристики полученного продукта существенно не отличаются от характеристик товаров, которые были смешаны.
О том, что характеристики смешанных товаров не претерпели существенные изменения, свидетельствует также отсутствие изменения тарифной классификации товара после смешивания.
Ведь и пропан, и бутан, и смесь этих двух компонентов классифицируются как “Газы нефтяные и другие углеводороды в газообразном состоянии (2711)”.
Итак, сознательно пользуясь подменой понятий на уровне таможенной документации, только компания Barter в 2023 г. осуществила импорт в Украину 83,9 тыс. тонн LPG (19,6% из всей суммарной поставки сжиженного газа из Польши).
Снабжение российского ресурса, замаскированного под казахстанский, прекратилось в третьем квартале 2023 г. В этот период в целом поставки из Польши пережили ряд кризисов: от блокирования границы польскими перевозчиками до усиления контроля над источниками поставок нефтепродуктов украинской таможней.
Но уже в январе 2024 г., в сезон низкой реализации, в Украину возобновляются поставки из Польши и стран Балтии смесей сжиженного газа с российским ресурсом – под видом “товара с ЕС”.
При этом заводские европейские цены на LPG, созданные на основе ресурса из США, Норвегии, Швеции в портах Польши колеблются в пределах $690-775/тонну. А на украинский рынок попадает ресурс, более дешевый в среднем на $100/тонну и более – то есть демпинговый российский газ, для вида смешанный с “другими компонентами”.
Не стоит забывать, что это влияет также и на украинских внутренних производителей сжиженного газа, которые в условиях военных угроз вынуждены работать с колес, а для этого приходится конкурировать именно с потоком российских блендов в нижнем ценовом диапазоне, особенно в сезон низкого потребления, когда бленды замещают собой практически все остальные потоки.
На графике представлены ценовые индикативы на сжиженный газ на базисе в Центральной Украине (условная точка поставки на границе Киевской, Полтавской и Черниговской областей, регион с максимальным сосредоточением заводов производителей, базы хранения сжиженного газа и уровнем потребления), рассчитанные с учетом логистики и уплаченных во время импорта или производства налогов.
Желтые и зеленые линии – ценовые индикативы на потоки из Северо-Западной Европы и Дунайских портов соответственно. Синяя линия отражает котировки ARGUS, а серая – индекс средних цен украинских производителей (по результатам торгов на УЭБ), низкий уровень которого хорошо иллюстрирует потери украинских производителей от конкуренции с российскими блендами.
Ситуация очень напоминает зиму 2022/23 года, когда российский продукт в отсутствие соответствующих законов о запрете его поставок в Украину доминировал на рынке.
Целых 6 месяцев кропотливого труда потребовалось, чтобы реализовать на законодательном уровне запрет на ввоз продуктов российского происхождения. И еще девять месяцев продолжались изменения в таможенном кодексе, которые предоставили широкие возможности по контролю над происхождением товара таможенным органам.
Также был реализован крайне действенный механизм на базе решений СНБО по внесению в “красную зону” рисковых терминалов и портов, которые были замечены за перевалкой или закупкой продуктов санкционного происхождения.
Этот механизм неплохо отработал летом 2023 г. по турецким, болгарским и некоторым другим портам.
Собственно, “красная зона” заставляет таможенные органы более тщательно изучать все поставки по этим направлениям, спрашивать дополнительные документы, поднимает уровень ответственности всех участников подобных цепочек поставки и в разы снижает риски поступлений санкционных продуктов на украинский рынок.
Более того, с 01.01.2024 года действуют европейские санкции по запрету на поставку сжиженного газа российского происхождения на территорию Европейского Союза. Правда, с переходным периодом в один год, до 01.01.25 для термовых контрактов, заключенных до вступления в силу 22-го пакета санкций.
Поэтому сегодня мы можем наблюдать манипуляции не только относительно происхождения товара, но и контрактов польских трейдеров с российскими производителями, которые вдруг массово стали термовыми.
Было бы неплохо получить через официальные каналы список этих счастливчиков, обладателей термо контрактов, и вместе с любителями блендинга российских продуктов внести их в украинский санкционный список.
Или хотя бы реализовать схему “красной зоны” рисков на уровне СНБО и с использованием АСАУР (автоматизированной системы анализа и управления рисками).
2024 г. будет во многом решающим. В том числе и для формирования рынка нефтепродуктов и сжиженного газа. РФ, очевидно, не будет ждать официального вступления санкций в силу и попытается сначала реализовать на европейском-украинском рынке максимальное количество сжиженных газов по демпинговым ценам.
А потом, не дожидаясь предельного срока, будет пытаться полностью запретить поставки, включая транзит из третьих стран, например из Казахстана.
Наша задача – выстроить барьеры, что позволит структурировать поток поставок уже сейчас, не дожидаясь кризисных ситуаций, которые снова приведут к дефицитам и росту цен. А еще время дать понять украинским трейдерам, что их всеядность в условиях войны – вопрос не только морали, но и национальной безопасности. (Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)