Какие изменения необходимы энергосистеме, чтобы пройти следующую зиму без блекаутов?
Александр Харченко, директор Центра исследований энергетики:
Календарная зима пройдена. Без принудительных ограничений потребителей, без графиков веерных отключений – благодаря круглосуточному труду энергетиков и помощи соседей.
Но эта зима точно не последняя – предстоит следующая. Сложнее, чем прошедшая.
Украинская энергосистема получила значительные повреждения в результате войны. Фактически, стабильность поставок энергии и работа критически важной инфраструктуры – отопление, водоснабжение, канализации – в крупных городах под постоянной угрозой.
Как бы напряженно ни работали энергетики над восстановлением высоковольтных линий и ремонтами поврежденных московитскими ударами электростанций, без построения новых мощностей проблемы будут только расти от зимы до зимы.
Восстановление энергетики требует больших инвестиций. По расчетам Центра исследований энергетики, только в ближайшие два-три года необходимо вложить в новые генерационные мощности сумму в 1,8-2,3 миллиарда долларов США.
Главная потребность – это, прежде всего, высокоэффективная газотурбинная и газопоршневая генерация. Она способна быстро реагировать на потребности критической инфраструктуры, включая системы водоснабжения, канализации и отопления в городах, так и покрывать запрос энергосистемы на маневровые мощности.
Именно это оборудование позволит как не опасаться последствий блекаутов в городах, так и укрепить энергосистему в целом.
Вторым ключевым элементом стратегии укрепления энергетической безопасности Украины есть создание индустриальных батарейных комплексов, способных сохранять большие объемы энергии.
Эти хранилища играют решающую роль в поддержке развития возобновляемой энергетики, обеспечивая стабильность энергосистемы за счет выравнивания колебаний производства энергии от солнечных и ветровых электростанций.
То есть накапливать электроэнергию, когда много солнца и ветра, и тратить, когда недостаточно. Пока таких батарейных комплексов в Украине нет, солнечную и ветрогенерацию просто выключают, когда сгенерированная ими энергия излишня.
Или приглашают аварийную помощь соседним странам. Именно так было в последние дни из-за нетипичного для яростного потепления – “Укрэнерго” сообщало о том, что вынуждено или ограничивать производство электроэнергии ветровыми и солнечными электростанциями или просить соседние страны выкупить излишнюю электроэнергию из таких источников в качестве аварийной помощи.
Если бы у нас было достаточное количество индустриальных аккумуляторных комплексов – они бы решили эту проблему.
Инвестиции, о которых идет речь, должны покрыть необходимость в установке 1,4 ГВт газотурбинной и газопоршневой генерации и 800 МВт аккумуляторных комплексов.
Самое удивительное, что по отношению к этой потребности в украинском энергетическом сообществе есть – что, на самом деле, не часто бывает – консенсус. Никто не отрицает необходимость для украинской энергосистемы этих мощностей.
Даже существует определенное количество доноров, готовых как предоставить часть оборудования как грант, так и профинансировать на очень льготных кредитных условиях установку и запуск.
Более того, существует определенное количество частных инвесторов, которые не только декларируют готовность вкладывать средства, но и начали делать практические шаги.
Но сейчас существует абсолютно искусственная регуляторная преграда, мешающая всем, кто уже стоит на низком старте, начать реальную работу.
Ведь “Укрэнерго” – главный покупатель услуг и для маневровой генерации и для батарей – не имеет возможности подписывать долгосрочные контракты на закупку услуг от аккумуляторных комплексов и газотурбинной и газопоршневой генерации.
Национальная комиссия по вопросам регулирования рынков электрической энергии и коммунальных услуг (НКРЭКУ), регулирующая этот вопрос, ограничила срок действия договоров на приобретение таких услуг сроком на один год.
Между тем, все международные финансовые институты, все партнеры хотят видеть контракты на 5, а еще лучше 10 лет, для того чтобы предоставлять финансовые ресурсы для таких проектов.
Необходимое изменение (а проекты документов давно разработаны и предложены) – в руках НКРЭКУ. Значительную роль в этой истории играет личная позиция главы Нацкомиссии.
Именно он оказывает решающее влияние на процесс утверждения необходимых регуляторных документов. Предыдущий председатель Константин Ущаповский блокировал эти решения с октября 2023 г.
Хочется верить, что новоизбранный Валерий Тарасюк быстро доберется до решения этого вопроса. Особенно учитывая наличие четких предложений и требований к изменениям, внесенным оператором системы передачи.
Их уже, по меньшей мере, дважды обсудили и поддержали на заседаниях Антикризисного энергетического штаба при правительстве, на котором председательствует премьер-министр, поэтому все основания для ускорения процесса есть.
Конечно, появление новых маневровых мощностей противоречит, прежде всего, интересам ДТЭК. Старый флот угольной генерации именно этой компании играет роль костылей для энергосистемы.
Дорогих и неэффективных костылей, которые давно стоит отставить в сторону. Кроме того, уже в ближайшее время маневровых мощностей старых ТЭС и ТЭЦ станет физически недостаточно – они стремительно деградируют и уменьшаются, как из-за атак, так и из-за обычного старения – в возрасте после 50 лет оборудование угольных электростанций просто не способно работать надежно.
Энергетика сегодня как никогда нуждается в изменениях и решениях. (Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)