Почему нужно забыть о централизованной энергосистеме и немедленно сооружать сотни малых объектов.
Андрей Табинский, исполнительный директор Ассоциации угольных общин Украины:
Весенняя волна ракетных ударов по украинской энергетике стала наиболее масштабной и разрушительной. Враг наносит точных ударов не только по объектам электрогенерации, но и по системам, передающим энергию, обеспечивающим гибкость и баланс во время спадов и пиков потребления.
Вдумайтесь только после одной массированной атаки московии 22 марта ДТЭК заявил о потере 50% генерационных объектов.
Недавно побывал в одном из населенных пунктов, где враг в мае разрушил ТЭС. Так вот, там многотысячное общество целиком и полностью зависит от электростанции, которую, вероятно, до зимы не смогут восстановить.
Электроэнергия, тепло, водоснабжение – все связано с ТЭС. Если бы сейчас была морозная зима, люди остались бы без тепла, воды и света, в большинстве домов системы теплоснабжения позамерзали бы, а трубы разрывались.
Таких общин, полностью зависимых от ТЭС, сейчас в Украине достаточно много, и все они находятся под угрозой катастрофы. Добавьте сюда большие прифронтовые города, включая областные центры, которые также рискуют остаться зимой без тепла и света.
Общество даже примерно не осознает весь масштаб нависшей над нами потенциальной катастрофы. Большинство просто не успело это почувствовать, даже несмотря на то, что в мае начали действовать графики отключения света для промышленности и потребителей. Отмечаю, что речь идет о профицитном календарном месяце, когда потребление на самом низком уровне.
А что будет летом, когда будут массово охлаждать продукты, когда тысячи предприятий и сотни тысяч потребителей включат кондиционеры? А дальше осень и зима… С такими темпами и тенденциями реализация цели россиян, тотальный коллапс украинской энергосистемы становится вполне реальной и чрезвычайно угрожающей перспективой.
Приоритет – объекты, которые успеем запустить в зиму
Ответственные лица имитируют спокойствие и уверенность, а хуже всего – затягивают с немедленными шагами, чтобы эту катастрофу отвлечь.
Давно пора осознать, что больше не можем рассчитывать в условиях войны исключительно на большие электростанции, но должны переходить к меньшим формам в значительно большем количестве, чтобы обеспечить распределение и рассредоточение генерации. Банальная математика: сотни малых объектов куда труднее уничтожить, чем десятки больших.
Нет смысла сейчас браться за восстановление ТЭС, если на ее восстановление нужно больше года, а тем более, если нет возможности ее защитить во время следующей атаки россиян с воздуха.
Зачем вкладывать миллионы в восстановление централизованной энергосистемы, которую могут потенциально уничтожить в течение одного комплексного удара? Нам нужны сотни и тысячи малых объектов поколения! Именно на их сооружение, развитие распределенной генерации нужно немедленно направлять все усилия и инвестиции.
Речь идет о разного рода мобильных станциях – газопоршневых, газотурбинных, газдетандерных, накопительных системах по типу BESS и т.д. Все это нужно срочно искать по всему миру, скупать, доставлять, устанавливать, запускать, по возможности – запускать собственное производство.
Ну и, конечно, акцент должен быть на возобновляемой энергии, нам нужны сотни новых объектов ВИЭ. В конце концов именно в объекты зеленой энергетики готовы вкладывать средства международные инвесторы.
Представители международных доноров и главы западных правительств постоянно и на всех площадках заявляют, что готовы даже в условиях войны инвестировать средства в зеленое направление.
После весенних атак на энергосистемы помощник секретаря Бюро энергетических ресурсов, экспосол США в Украине Джеффри Пайетт открыто заявил, что Штаты готовы помочь Украине мобилизовать ресурсы и инвестиции для развития децентрализованной зеленой генерации.
В то же время риторика украинской стороны сегодня звучит слишком слабо. Максимум: “соглашаемся, признаем, думаем, планируем, снова думаем”.
Чиновники высших уровней как будто и говорят о необходимости разветвленной генерации, как одной рукой что-то делают, а другой… В апреле, уже после наибольшего мартовского удара россиян по энергетике, Кабмин одобрил законопроект о строительстве энергоблоков на Хмельницкой АЭС.
Серьезно? Какое это касается распределенной генерации, как это поможет нам пережить следующую зиму? Процесс постройки займет годы и обойдется, по приблизительным подсчетам, в 80 миллиардов гривен. Эти деньги нужно вкладывать уже сейчас в распределенную генерацию, чтобы выстоять зимой, чтобы банально выжить.
Время сегодня уходит на минуты. Малые объекты распределенной генерации имеют меньший срок строительства и начала эксплуатации, они значительно дешевле, а следовательно, можно привлекать к отдельным проектам даже небольшие компании.
Я уже молчу о долгосрочных перспективах, как толчок к развитию общин (особенно угольнозависимых), налаживание местного производства оборудования, уменьшение вредных выбросов в воздух, расширение перспектив дальнейших иностранных инвестиций и т. д.
В дальнейшем те или иные общины смогут даже продавать электроэнергию. Довольно красноречив пример, когда в Хмельницком в медучреждении на крыше установили солнечные панели для обеспечения собственных нужд, а затем начали продавать излишек.
Что нужно делать уже сейчас
От власти требуется четкий сигнал бизнеса, инвесторам, мировым правительствам и украинскому обществу о том, что страна переходит к распределенной генерации. В зависимости от ТЭЦ общин нужно открыто сообщить, что мы окончательно отходим от централизованного теплоснабжения.
Тема перехода Украины на распределенную генерацию, финансирование, инвестирование и поставку оборудования для малых объектов генерации должна подниматься на самом высоком уровне в международных переговорах с темой поставки оружия.
Для бизнеса и инвесторов нужно создать беспрецедентные условия и поощрение вкладывать средства в это дело. Количество бюрократических процедур, разрешений должно быть сведено к минимуму, вместо этого нужно максимизировать льготы и создать специальную кредитную программу. Должны сделать все для того, чтобы привлечь бизнес к началу отопительного сезона запустить максимальное количество объектов генерации и сохранения энергии.
Власти должны собрать и задействовать всех игроков на рынке и обеспечить им условия для эффективной работы. Ну и, наконец, задолженность на рынке ВИЭ нужно погасить. Получив средства, производители зеленой энергии в дальнейшем будут вкладываться в новые объекты малой генерации.
Разговоры о слишком сложно и долго – это отмазки, подобные тем, что звучали от скептиков, уверявших, что невозможно интегрироваться в европейскую энергосистему. Вдруг вместо прогнозируемых нам лет удалось это сделать практически сразу.
Извините за упоминание печально известного и не слишком приятного, по моему субъективному мнению, мужчины по имени Илон Маск, но несколько лет назад американец, после короткой переписки в Твиттере, договорился с властями Австралии и в течение 100 дней построил наибольшую станцию хранения энергии, практически развязав энергетическую проблему региона. Очень быстро и не за все деньги мира.
Так, подобного мирового опыта построения распределенного поколения такого же масштаба во время войны, экономического кризиса и постоянных угроз дальнейших обстрелов не имеет ни одна страна.
Поэтому решения должны быть немедленными и беспрецедентными – без имитации выстраивания стратегий и многочисленных пустых совещаний. И еще быстрее эти решения должны реализовываться.
Без копий документов, разрешений и подписей, бюрократического кружения по граблям, без очередей госпаразитов, придумывающих схемы обогащения.
Действовать нужно было не вчера, не позавчера и даже не год назад. Если этого не начать делать уже сейчас ускоренными темпами, то коллапс энергосистемы, блекаут, тысячи внутренних переселенцев и остановка промышленности станут не перспективой, а реальностью уже этой зимой. (Epravda.com.ua)