Развитие распределенной генерации возможно только при создании благоприятных условий для частных инвесторов.
Сергей Апостолака, эксперт по экологии и энергетике:
После массированной атаки в 2024 г. на энергетическую систему Украины дефицит генерации электрической энергии составлял около 3500 МВт. Украина осталась без балансирующих мощностей.
Разрушено значительное количество теплоэлектроцентралей (ТЭЦ), которые снабжали города тепловой энергией. К угрозе блекаута добавилась реальная угроза теплоснабжения населения городов.
Эти проблемы будут преследовать Украину в ближайшие годы. Восстановление крупных ТЭЦ и ТЭС может занять от 10 до 20 лет.
Минэнерго пишет меморандумы о строительстве малых модульных реакторов – которых еще не построено ни одного в мире и рассказывает о чрезмерно дорогих и суперпродолжительных проектах по строительству новых атомных блоков.
Наши западные партнеры более реалистичны: USAID уже приобрело для украинских городов полторы тысячи компактных электростанций, 91 газопоршневую электростанцию с когенерационными установками.
В настоящее время идет установка таких агрегатов в 32 городах Украины. USAID в мае 2024 г. объявил дополнительный тендер на закупку еще 44 электростанций мощностью от 50 кВт до 3,7 МВт. Существуют различные программы поддержки и других стран-партнеров.
Дефицит генерации в 3500 МВт, это 3500 контейнерных мегаваттных станций и двести когенерационных установок, полученных от партнеров, не решат вопрос стабильного энергообеспечения страны, не обеспечат теплом города. Подобных установок нужно несколько тысяч, и их нужно строить вчера.
Обеспечить взрывной рост распределенной генерации сможет только привлечение частных и фондовых инвестиций. Привлечь инвестиции можно, только если решить одновременно две глобальные задачи: убрать барьеры для реализации проектов и гарантировать прибыль инвесторам.
Инфраструктурные ограничения
Инфраструктурные ограничения, прежде всего, связаны с проблемами выделения земли под строительство электростанций. Постановление Кабинета министров Украины от 14.05.24 №547 “О внесении изменений в постановления Кабинета Министров Украины от 13 декабря 2017 г. №1010 и от 7 декабря 2023 г. №1320” этот вопрос частично решает, необходимо лишь расширить действие постановления на остальное распределенной генерации.
Существует также проблема со старением энергетической инфраструктуры, что затрудняет интеграцию распределенной генерации, особенно в сельских районах. Эти вопросы должны решать операторы систем распределения.
Финансовые барьеры реализации инвестиционных проектов распределенной генерации
Главный вопрос окупаемости проектов – тарифообразование. Тариф за распределенную генерацию должен обеспечивать инвестору доходность на уровне 20-30% годовых. Расчеты должны быть прозрачными и ясными. Никто из инвесторов, учитывая все риски, не пойдет на РДН.
Учитывая указанное, возможно использование двух подходов, таких как опыт внедрения “зеленого тарифа” и использование механизмов рынка вспомогательных услуг (РДП) в системе “Укрэнерго”. Однако “Зеленый тариф” с миллиардными задолженностями, постоянными изменениями в механизмах оплаты может оказаться не самым привлекательным вариантом.
Возможно использование существующих механизмов системы рынка вспомогательных услуг или создание специальной площадки, условно “балансирующего рынка генерации” в рамках системы “Укрэнерго” при одном условии, что будет создан механизм быстрых расчетов.
Задача власти это создать такой механизм. Можно использовать опыт специальных счетов, расчет государственными ценными бумагами или акциями того же “Укрэнерго”.
Регуляторные и правовые проблемы
При описании любой отрасли или любого типа инвестиционной деятельности в анализе SWOT можно смело писать фразы: “недостаточная развитость законодательной базы”, “сложности в получении разрешений и лицензий”, “сложная и длительная система согласования подключения к системам распределения электрической энергии”.
Поэтому срочно, а точнее на вчера, нужен закон Украины о распределенной генерации, который является самым либеральным в мире. Он определяет вопросы разрешений, согласований, механизмов тарифообразования, земельные вопросы, виды топлива для установок, вопросы экологии, подключения к системам распределения, взаимодействия с общинами, НКРЭКУ, ОСП и ОСР.
Необходим офис готовых решений, где будут готовить пакет для установки электростанции. В пакете заявка местного сообщества, согласование с оператором системы распределения, договор на аренду земельного участка, расчет окупаемости, пакет документов по “Укрэнерго” (всего 19 договоров), в том числе меморандум на вход в систему РДП, договоры с Укртрансгазом, технические требования к генератора
Реализация проектов распределенной генерации
В течение года из почти сотни электростанций, полученных от USAID, введены в эксплуатацию единицы. Установление полученных от партнеров электростанций выявило ряд инфраструктурных, регуляторных и организационных проблем.
Кабинет Министров Украины постановлением от 14.05.24 №547 внес изменения в ряд законодательных актов, регламентировавших вопрос строительства генерации. Речь идет об упрощении условий для строительства и размещения газопоршневых и газотурбинных установок, в частности, когенерационных, блочно-модульных котельных, дизельных/бензиновых и газовых генераторов (мощностью от 1 МВт и более), а также связанных с ними сетей, узлов учета и т.д.
Кроме традиционных проблем, связанных с решением вопросов целевого назначения земли, согласования проектов, подключения к электрическим и тепловым сетям, отсутствия квалифицированных специалистов и т.п., иногда добавляется проблема местных экологических активистов, которым мешают выбросы и шум газопоршневых установок, или ветряные мельницы портят вид мешают им получать “экосистемные услуги от разрушенных ветряными мельницами экосистем”, или им жалко погибающих птиц или протестуют против строительства дорог на долины.
Экоактивисты сами признают, что исследований, доказывающих вред от ветровой генерации для природы, не существует. Они знают, что туристическая привлекательность мест, где построены ВЭС, растет и понимают, что доступ к “экосистемным услугам от природы” при строительстве дорог на горных долинах только вырастет.
Однако их не интересует ни постоянная поставка электричества в сеть области, ни дополнительные средства для местных общин, ни создание дополнительных рабочих мест. Вопросы ответственности, этики поведения и здравого смысла экстремистского крыла экологических активистов планирую описать в следующей статье.
Выводы
Можно еще много писать о взаимодействии с общинами, о создании национальных стратегий и программ развития распределенной генерации, поддержки инициатив по энергосбережению и энергоэффективности на местном уровне, о разработке и внедрении программ государственной поддержки, субсидий и грантов для стимулирования установок распределенной генерации, о внедрении интеллектуальных сетей (smart grids), позволяющие более эффективно управлять потоками электроэнергии, об инвестировании в обновление и расширение существующих электрических сетей.
Все это важно, но перед народом Украины, правительством, депутатами встает экзистенциальная проблема. Речь идет о выживании людей, о выживании государства.
Если не будет механизма быстрых расчетов за электроэнергию и привлекательных тарифов, если согласование установки и подключение к электрической и тепловой системе когенерационной установки погрузится в бесконечное согласование, инвесторов не будет.
Не будет инвесторов – не будет генерации – остановится промышленность, остановится базовая генерация на АЭС, развалится энергетическая система, замерзнут города, будет уничтожена коммунальная инфраструктура.
Решение вопросов распределенной генерации имеет самый высокий приоритет в работе правительства и Верховной Рады. Энергетика стала вопросом о выживании нации. (Epravda.com.ua)