Ярослав Демченков, заместитель председателя Комитета устойчивой энергетики Европейской Экономической Комиссии ООН (ЕЭК ООН/UNECE) о том, как дальше будет происходить реформирование энергетического рынка в Украине.
Экстренная синхронизация с ENTSO-E в 2022 г., которая состоялась годом ранее запланированного срока, повысила устойчивость объединенной энергосистемы Украины в жестких военных условиях. Сегодня для Украины открыты возможности импорта на уровне 1,7 ГВт и привлечение аварийной помощи от стран-соседей.
Впрочем, интеграция украинского рынка электроэнергии с европейским еще не завершена. Следующие решения должны создать условия для объединения спотовых рынков, организации скоординированных долгосрочных аукционов по распределению пропускной способности межгосударственных пересечений, присоединению к платформам распределения балансирующей энергии и вспомогательных услуг, совместному планированию с европейскими партнерами рисков для энергосистемы.
Какие следующие шаги должна сделать Украина?
В конце 2022 г. Энергетическое Сообщество одобрило Интеграционный пакет в сфере электроэнергии. Это 9 актов права Европейского Союза, которые должны обеспечить полную интеграцию в европейский энергорынок, а также предоставить больше гибкости для интеграции возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в энергосистему.
Пакет охватывает акты ЕС относительно правил на внутреннем рынке электроэнергии, сотрудничества между странами по урегулированию кризисов на рынке электроэнергетики, а также ряда сетевых кодексов и установок, устанавливающих детальные правила, связанные с разными сегментами рынка электроэнергии.
Среди этих acquis communautaire, в том числе, и входящие в 4-й энергопакет ЕС, который был одобрен Евросоюзом для достижения целей Зеленого курса.
Имплементация Интеграционного пакета важна для Украины. Уже сейчас это один из индикаторов Плана Ukraine Facility, в рамках которого ЕС планирует выделить Украине 50 миллиардов евро к 2027 г. И это одна из рекомендаций Еврокомиссии Украины как страны-кандидата на членство в ЕС в последнем пакете расширения. В конце концов, имплементация этой части европейского законодательства является неотъемлемой составляющей успешного проведения переговоров с ЕС о членстве в Союзе.
Отдельные положения актов с 4-го энергопакета ЕС Украина начала год назад с принятием закона №3220-IX о возобновлении и “зеленой” трансформации энергетической системы Украины.
Закон нормировал на рынке статус активных потребителей, определил условия функционирования механизма самопроизводства, деятельность по агрегации. Фактически были созданы дополнительные условия для сбалансированного развития распределенной генерации по ВИЭ.
Просьюмеры получили возможность за счет проданного переизбытка электроэнергии в сеть получать средства для покупки электроэнергии в период недостаточности собственного производства.
В то же время, отпущенная ими в распределительную сеть электрическая энергия используется для покрытия спроса других потребителей, уменьшая таким образом общий дефицит генерирующей мощности в Украине.
В дальнейшем дополнительным импульсом в развитии распределенной генерации из ВИЭ на уровне домохозяйств или объектах критической инфраструктуры должна стать государственная программа, которая гарантировала бы финансовую поддержку через предоставление беспроцентных кредитов, погашение части тела кредита или поставки оборудования за счет доноров.
Такая государственная целевая экономическая программа должна быть разработана согласно закону №3220-IX.
Как дальше будет происходить интеграция?
Однако эти положения лишь частично имплементировали 4-й энергетический пакет ЕС. Следующим шагом должна стать транспозиция Интеграционного пакета в области электроэнергии. Соответствующий законопроект был подготовлен и сегодня находится на рассмотрении Министерства энергетики.
Законодательная инициатива была подготовлена с учетом всех предыдущих наработок, в том числе НКРЭКУ, комментариев участников рынка и международных партнеров, включая Секретариат Энергетического Сообщества и Проект энергетической безопасности Агентства США по международному развитию (USAID). Этот законопроект создает условия для полного объединения электроэнергетических рынков Украины и ЕС.
За последний год Украина перешла на европейские правила по распределению пропускной способности межгосударственных связей, что необходимо для экспорта и импорта электрической энергии.
Теперь совместные аукционы по продаже прав на трансграничную пропускную способность с Польшей, Словакией и Венгрией работают на единой европейской платформе Совместного распределительного офиса (Joint Allocation Office, JAO).
Следующим шагом должно стать введение неявных аукционов для объединения спотовых рынков Украины – рынка “на сутки вперед” и внутрисуточного рынка.
Вышеупомянутый законопроект создает механизмы, необходимые для market coupling. Основная идея состоит в том, чтобы использовать существующие межрегиональные линии электропередачи для оптимизации распределения электроэнергии, что позволяет снизить общие затраты на производство и повысить надежность поставок.
Законопроект определяет механизм назначения Номинированного оператора рынка (NEMO) и его полномочия. На NEMO возлагаются обязанности совместно с оператором системы передачи обеспечить функционирование единого сообщения рынков в сотрудничестве с соответствующими органами стран Евросоюза или государств-сторон Энергетического Сообщества.
Однако необходимым в этом вопросе будет определение с заинтересованными сторонами путей дальнейшего реформирования налогообложения трансграничной торговли электроэнергией.
Market coupling является одной из предпосылок, которую должна выполнить Украина в случае намерения получить исключение из CBAM (Carbon Border Adjustment Mechanism, Механизм углеродной корректировки на границе) для экспорта собственной электроэнергии в ЕС.
В то же время важно отметить, что развитие интегрированных рынков в ЕС, призванное гарантировать безопасность поставок, достижение климатических целей и интеграцию ВИЭ, должно сопровождаться развитием и развитием межгосударственных энергетических соединений.
В настоящее время в Евросоюзе установили цель – создание к 2030 г. условий, при которых страны смогут транспортировать 15% собственной электроэнергии в страну-соседа.
В этом контексте новый законопроект на транспозицию Интеграционного пакета в сфере электроэнергии предполагает, что в будущем развитие межгосударственных линий электропередач в Украине должно учитывать целевые показатели интеграции энергосистем, определенные в Национальном плане по энергетике и климату до 2030 г. (NECP, National Energy and Climate Plan) – один из ключевых документов ЕС, который готовится государствами-членами для достижения целей Энергетического Союза.
В то же время, Регулятор должен будет осуществлять проверку соответствия мероприятий по плану развития системы передачи на следующие 10 лет на их согласованность с NECP и десятилетним планом развития сети Европейского Союза.
Обновленная Энергетическая стратегия предполагает расширение интерконнекторов с ENTSO-E до 6 ГВт в 2032 г. и до 10 ГВт в 2050 г.
Отдельная часть законопроекта касается объединения балансирующих рынков, что предполагает сотрудничество “Укрэнерго” с операторами систем передачи стран Европейского Союза и государств-сторон Энергетического Сообщества.
Дорожная карта по присоединению “Укрэнерго” к платформам распределения балансирующей энергии и вспомогательным услугам (IGCC, MARI, TERRE, PICASSO) еще должна быть разработана. Выполнение этого мероприятия позволит повысить гибкость энергосистемы и более эффективно использовать ресурсы балансировки.
Важным аспектом дальнейшей интеграции рынков электроэнергии Украины и ЕС должна стать унификация подходов и совместное планирование преодоления рисков. Очевидно, что при взаимосвязанности энергетических систем и рынков кризисы не могут считаться исключительно национальным вызовом.
В связи с этим законопроект включает положения Регламента 2019/941, устанавливающего правила сотрудничества европейских стран для предотвращения кризисных ситуаций в секторе электроэнергетики, подготовки к ним и управления ими в духе солидарности и прозрачности, с полным учетом требований конкурентного внутреннего рынка электроэнергии.
Для выполнения этих задач в Украине будет назначен соответствующий компетентный орган, который будет сотрудничать с другими компетентными органами государств – членов Европейского Союза и государств – сторон Энергетического Сообщества.
Следовательно, полная имплементация Интеграционного пакета в сфере электроэнергии должна оставаться одним из первоочередных приоритетов для правительства, Верховной Рады и всех причастных органов и компаний. Полная интеграция рынков электроэнергии Украины и ЕС усилит ликвидность нашего рынка, его гибкость, безопасность и позволит реализовать планы развития распределенной генерации, в том числе с ВИЭ. (Epravda.com.ua)