В июне 2023 г. Украина импортировала электроэнергии на 6 млн. долл., в этом году за тот же месяц – в 13 раз больше.
В июне Украина импортировала электроэнергии больше, чем за прошлый год. Периодически импортная электроэнергия составляла одну шестую часть той, что была в “Укрэнерго”. Если в марте импорт составил 225 млн. кВт-ч, то в прошлом месяце – почти 860 млн. кВт-ч (почти в четыре раза больше).
Это происходило на фоне слухов о вывозе энергии за границу. Иначе как враждебным вбросом утверждения, что при нынешнем дефиците электроэнергии мы еще что-нибудь экспортируем, не назовешь. Запомним всех, кто транслирует эту чушь.
Украина могла бы импортировать больше, но пропускная способность межгосударственных линий на ключевом словацком направлении использовалась на 90% и больше. Сейчас ее пропускная способность около 1,7 млн. кВт (что соответствует нынешней мощности обрезанной Хмельницкой АЭС). Еще около 0,2-0,3 млн. кВт периодически поступает как аварийная помощь, что является дорогостоящим решением.
Зимой импортный ток потребуется. Потребление вырастет примерно в 1,4 раза, и иметь защищенный от обстрелов источник энергии будет необходимо. Украина уже несколько раз поднимала перед партнерами вопрос о расширении пропускной способности линий хотя бы до 2,3-2,5 млн. кВт, но процесс идет медленно. Ситуацию усложняет частичное ограничение транзита нефти в Венгрию и Словакию, откуда поступает 70% импорта электроэнергии. Что, с одной стороны, явно добавляет перцу нашим с ними отношениям, с другой – может быть аргументом в нефтяном споре с элементами шантажа.
Есть вопросы и по Польше, ограничивающей поставки электроэнергии в пиковые часы. Польское направление явно не используется. Поляки предложили Евросоюзу увеличить поставки электроэнергии в обмен на отсрочку введения квот по выбросам с угольных станций. Хотя предложение достаточно лоббистское, объемы поставок и эффект от неприменения квот отличаются в несколько раз.
“Укрэнерго” модернизирует и строит новые межгосударственные линии, но это небыстрый процесс. Весной премьер Денис Шмыгаль говорил о трех линиях (ЛЭП) в Польшу: Нововолынская – Хелм, Львовская – Кросно, Дрогобыч – Кросно.
Модернизируется линия в Словакию, есть ряд проектов в Румынию, Молдову и юг Украины. Но все это не в этом году и даже не в следующем. На все требуются значительные средства.
Стоит отметить, что часть уходящей из Молдовы электроэнергии проходит через непризнанное Приднестровье. В Киевской области часть тока идет по линии по белорусской территории (хотя это не импорт). Прокладка новых ЛЭП требует множества согласований, отвода земли и нового строительства.
Появившиеся прогнозы о введении в 2024 г. 1 ГВт распределенной генерации свидетельствуют об опасном отрыве планировщиков от реальности. Дефицит электроэнергии в декабре-январе (даже без новых обстрелов) оценивается при средней зиме на уровне, превышающем июльский.
Рассматривается проект использования судов-ТЭС мощностью около 300 МВт в Одесской области. Предлагалось разместить несколько таких судов в Одессе или Южном. Однако возникают проблемы с подключением к сетям, подводом газа и безопасностью. Рассматривали вариант размещения на якоре в районе Измаила на Дунае, но порт постоянно обстреливают. Румыны не желают размещать их на собственном берегу.
В прошлый раз переговоры государственного трейдера “Энергетической компании Украины” по этому вопросу завершились безрезультатно. Пока решаются трансграничные вопросы, внутри страны уже начались проблемы с распределением электроэнергии.
Электроэнергия нужна всем. В преддверии начала атак Минэнерго озвучило ряд цифр. За четыре месяца отопительного периода 2023-2024 гг. объемы потребления электроэнергии промышленностью составляли 9,4 млрд. кВт-ч, или на 23% больше, чем в ноябре-феврале 2022-2023 годов (7,6 млрд. КВт-ч). Импорта в обоих случаях практически не было.
К началу лета, после пяти из восьми волн атак, энергетика имела 80% поврежденной тепловой и до 40% гидрогенерации. Концепция изменилась, и правительство приняло постановление, стимулирующее импорт. С 1 июня предприятия должны на 80% использовать импортную электроэнергию во избежание отключений. Ранее этот норматив составлял 30% с мая по сентябрь 2023 и 50% с октября 2023 по апрель 2024 года.
В июне 2023 Украина импортировала электроэнергии на 6 млн. долл., в этом году за тот же месяц – в 13 раз больше.
Металлурги и цементники выразили недовольство, указывая на рост конечной цены в полтора раза и больше, что делает их неконкурентоспособными. Они предлагают вернуться в норму не более 50%.
Кабмин и “Укрэнерго” молчат. Не могут удовлетворить эти требования из-за нехватки ресурсов, а зимой украинской электроэнергии не будет хватать даже на 20%, уже здесь 50.
Впрочем, у промышленников есть вполне здоровые идеи:
– увеличить мощности межгосударственного пересечения;
– восстановить долгосрочные аукционы;
– внедрить обоснованное распределение обязательных объемов закупок импортной электроэнергии между группами потребителей.
Осталось, чтобы их кто-то начал реализовывать.
Несколько легче с возможностями в торговле. Например, киевский ТЦ “Гулливер” имеет четыре дизельных генератора мощностью 2,2 МВт. Для него импорт выгоднее, хотя на 25% дороже украинской электроэнергии, но дешевле, чем эксплуатация дизель-генераторов.
Аналогичные расчеты на этой неделе приводили и другие дельцы ритейла… Хотя не все готовы идти на внешние рынки, помня о том, что на всех импорта просто не хватит.
Кстати, около 50% импорта электроэнергии идет через “Д.Трейдинг” Рината Ахметова, но “измены” нет – рынок конкурентный, участники не в дефиците. Вопрос скорее в потребителях и их оценке рисков.
На сегодняшний день предприятиям предлагают заключать долгосрочные договоры на импорт, что несколько дешевле. Определенный прогресс есть. До 40% импорта электроэнергии – это относительно длинные контракты, для понимания на неделе, редко когда на квартал. И их доля растет, несмотря на обоснованные опасения, что при серьезных проблемах в Объединенной энергетической системе Украины будут отключать всех.
Между тем, промышленность предложила Кабмину рассмотреть вопрос денежной поддержки потребителей. Население за четыре месяца прошлой зимой потребило 12,6 млрд. КВт-ч (рост на 1,3 млрд. к зиме 2022/2023). Грубо, промышленность потребляла 2,2-2,5 млрд. КВт-ч в месяц, а население – около 3 млрд. При этом население на импорт явно не уйдет, хотя ток от генераторов в несколько раз дороже. Так что благородное предложение бизнеса не лишено смысла. Потребитель, он же налогоплательщик всем нужен – и реальному сектору, и бюрократическому.
Привычный для нас энергорынок меняется, как и остальной мир. Многое закладывается сейчас. Та же распределенная генерация со всеми ее приколами (а там не одни достоинства) останется с нами навсегда. Остается и импорт, правда, пока неясно, в каких объемах. Точно останутся трансграничные соглашения.
Будущая зима будет во многом тренировочной. (Игорь Маскалевич, Zn.ua)