Украина ежегодно приносит российскому бюджету не менее 5 млрд. дол. Будет ли Киев финансировать агрессора в 2025 г.?
Несмотря на оккупацию украинских территорий и разрушение энергосистемы, Украина продолжает транспортировать российский газ в страны Европейского союза.
На поставки не повлияли даже бои на Курщине, где расположена газоизмерительная станция “Суджа” – единственный объект, через который российское голубое топливо попадает в отечественную газотранспортную систему.
Причина этого – обязательства перед государствами ЕС, которые Украина взяла при подписании пятилетнего транзитного соглашения. Уже 1 января 2025 года срок контракта истекает, однако это никак не означает, что остановится и физический поток российского газа через украинскую территорию.
В последнее время все чаще обсуждаются сценарии возможного продолжения транзита, одним из которых является вовлечение в процесс посредника Азербайджана. Что на самом деле за этим скрывается?
События в Суде: как бои повлияли на транзит газа и цены в ЕС
С первых часов наступления ВСУ в Курской области, которое началось 6 августа, в тылу Вооруженных Сил Украины оказалась газоизмерительная станция “Суджа”, расположенная на границе Украины и России.
“Суджа” – единственный объект, через который в последние годы российский газ поставляется в страны Евросоюза. Бои вблизи станции не могли не вызвать вопросов физической возможности дальнейшего транзита голубого топлива.
Утром 7 августа «Оператор ГТС Украины» отчитался, что транзит российского газа идет без изменений. “Номинации (заявки на транзит) подтверждены, физический поток газа сохраняется”, – сообщили в украинской компании.
В те времена объем транзита составил около 39,5 млн. куб. м, что на 6% меньше стандартного уровня, но впоследствии вернулся до 42,4 млн. куб. м – среднего годового показателя. Пока транзит российского газа остается на максимуме.
Как на события в Судже отреагировали цены на газ? В первые часы наступления ВСУ в Курской области они на несколько процентов выросли, но впоследствии стабилизировались. За неделю до наступления голубое топливо в ЕС стоило 400 долл. за тыс. куб. м, а через неделю активных боев цена выросла до 455 долл. за тыс. куб. м.
Даже такой несущественный рост, учитывая масштабы событий на границе, аналитики называют спекулятивным, потому что риска остановки или сокращения поставок российского газа пока не существует. Украина даже в условиях боев рядом с газоизмерительной станцией в очередной раз подтвердила статус надежного транзитера.
Все могло сложиться по-другому. Наиболее яркое событие произошло в августе 2022 г., когда “Газпром” искусственно разогнал цены на газ в ЕС до 3 тыс. долл. за тыс. куб. м. После этого цены в странах блока снизились и составляли 300-400 долл. за тыс. куб.
Почему Украина транзитирует российский газ
Транзитный пятилетний контракт Киев и Москва подписали в конце 2019 г. Украине соглашение требовалось по нескольким причинам. Первая – экономическая: транзит позволял Киеву получать миллиарды долларов. Часть средств шла на обслуживание газотранспортной системы, остальные в государственный бюджет.
Кроме того, Россия в рамках этих договоренностей согласилась выплатить Украине почти 3 млрд. долл. долга по решениям Стокгольмского арбитража.
Вторая причина – завершалось строительство газопровода “Северный поток-2”, оставалось проложить 30-40 км труб. Это позволило бы россиянам отказаться от услуг украинской ГТС. Киев потерял бы транзит, деньги и влияние на Кремль.
Третья причина, о которой не под запись говорят участники переговоров, – транзит считался едва ли не единственным рычагом влияния, который мог бы сдержать Москву от великой войны. К сожалению, она началась, но тогда расчет был именно на это.
При этом даже на 903-й день войны российский газ продолжает “в штатном режиме” поступать в ЕС. Почему так происходит и какая от этого польза Украине?
Экономика транзита
24 февраля 2022 г. Украина имела полное право объявить форс-мажор и остановить транспортировку российского газа по своей территории, но этого не сделала. Основная причина – два года назад не все страны Евросоюза были готовы мгновенно найти других поставщиков голубого топлива. Для этого потребовалось время.
До большой войны “Газпром” ежегодно поставлял в Евросоюз 150-155 млрд. куб. м голубого топлива. В то время это было около 40% всего газового импорта блока. Всего из России в ЕС через другие страны идут пять газопроводов.
Оба “Северных потока” остановлены, также заблокирован газопровод “Ямал-Европа” мощностью 38 млрд. куб. м в год. Поставки идут через “Турецкий поток” и “Голубой поток” в Турцию и страны Южной и Юго-Восточной Европы, а также через одну из двух точек входа в украинскую ГТС в страны ЕС.
Поскольку среди этих государств были стратегические партнеры Украины, оказывающие Киеву финансовую и военную помощь, транзит газа продолжался. Сколько от этого зарабатывает Россия? Каждый год “Газпром” транспортирует через украинскую ГТС 12-14 млрд. куб. м газа, на чем зарабатывает около 5 млрд. дол.
“Оператор ГТС Украины” получает от транзита 700-800 млн. долл. в год. Львиная доля этих средств тратится на транспортировку – закупку топливного газа для компрессоров и обслуживание газотранспортной системы.
Отказавшись от транзита после 2024 г., когда истекает соглашение, Украина потеряет в ежегодных доходах 800 млн. долл., “Газпром” – 5 млрд. дол.
Транзит после 2024 г.: “за” и “против”
Публичная позиция Украины в вопросе продолжения транзита с 1 января 2025 года – “никаких переговоров или соглашений с “Газпромом” и россиянами”. Однако такая постановка вопроса не означает отсутствия поставок.
“Нафтогаз” не будет вести переговоры о продлении соглашения с “Газпромом”. С другой стороны, Украина, как государство, имеет топовый стратегический актив – газотранспортную систему. Для нас очень важно, чтобы ГТС работала”, – заявлял глава НАК “Нафтогаз” Алексей Чернышов.
Одним из предложений, которые сейчас обсуждаются, является соглашение о замене российского газа азербайджанскими поставками. Этим сейчас занимаются члены правительства”, – говорил в начале июля президент Владимир Зеленский.
По словам министра энергетики Германа Галущенко, пока никаких конкретных предложений по транзиту газа из Азербайджана у Украины нет.
“Я всегда говорю, что нужно иметь на столе конкретный документ. Пока нет конкретного предложения, которое может быть оговорено. Когда возможные инициативы перейдут в практические предложения, тогда будем говорить”, – добавил министр.
Что о потенциальном продлении транзита говорят профильные эксперты и участники рынка? Бывший руководитель “Оператора ГТС Украины” Сергей Макогон последовательно выступает за прекращение транзита по истечении действующего контракта.
“Газпром” получает за транзит около 5 миллиардов долларов в год, Украина – 800 миллионов, но большая часть этих средств идет на сам транзит. В бюджет доходят 100-200 миллионов в виде налогов и дивидендов. Если сравнивать эти цифры, то я не вижу большого экономического смысла делать это”, – говорит Макогон.
По его словам, для Кремля газ – это еще и политическое влияние на Словакию и Венгрию. Партии Фицо (Роберто Фицо, премьер-министр Словакии) и Орбана (Виктор Орбан, премьер-министр Венгрии) довольно пророссийские. Мы постоянно слышим их заявления, как они пытаются блокировать помощь Украине “, – добавляет Макогон.
Руководитель аналитического центра Стратегия ХХI Михаил Гончар также считает, что транзит следует прекратить. “В условиях войны система координат несколько иная, чем когда доминируют коммерческие подходы. Нельзя давать врагу зарабатывать и питать бюджет войны. Из-за отсутствия транзита не нужно делать трагедию”, – уверен он.
Азербайджанский или русский
Идею с транзитом вроде бы азербайджанского газа Гончар называет “операцией-прикрытием с двойным дном”. На самом деле, утверждает эксперт, речь идет о российском газе, который будет качать под видом азербайджанского.
“Нет сейчас в Азербайджане никакого свободного газа, чтобы снабжать его транзитом через Россию и Украину в Евросоюз. Все прекрасно понимают, что это будет российский газ, который перекрасят на азербайджанский.
Это будет так называемый своп, когда Socar покупает газ у Газпрома и уже азербайджанское по документам топливо идет транзитом в ЕС. Зачем нам это?” – спрашивает Макогон.
По словам Гончара, за этой идеей может скрываться выгодная для Кремля схема.
“Деньги, которые получит какая-то аффилированная с “Газпромом” компания с европейской регистрацией, не поступят в Россию, а останутся в Евросоюзе. Эти средства можно использовать на покупку различного чувствительного оборудования и материалов, необходимых Москве для производства ракет и высокоточного оружия.
Затем на легальных началах транзитом через Азербайджан это оборудование можно будет переправить в Россию. Поэтому когда мы говорим о продолжении транзита, нужно смотреть не на газовую сферу, а на военную”, – говорит он.
Макогон в истории с азербайджанским газом также усматривает коррупцию и схемы.
“Если ЕС нуждается в газе, то сделаем все прозрачно. Скажем россиянам: “Если вам нужен транзит – возвращайте нам Запорожскую АЭС, прекращайте обстрелы энергетики, и мы введем дополнительную пошлину на транзит вашего газа”.
Для нас это дополнительные 2-3 миллиарда долларов на восстановление энергетики. Это будет прозрачно и понятно, а так я не вижу смысла соглашаться на транзит какого-либо азербайджанского газа, которого не существует”, – подытожил Макогон. (Николай Топалов, Epravda.com.ua)