На смену восточному и северному направлениям поставок LPG в Украину в 2022 г. доминирование перешло к западной и южной границам страны. Впрочем, развернувшись в 2022 г. на 180 градусов, потоки поставок автогаза в Украину не перестают трансформироваться. Логистические и политические аспекты, цены и трейдерские уловки чеканят географическую структуру импорта, в которой все больше успехов демонстрирует южное направление.
В обзоре enkorr – срез статистики импортных поставок за 7 месяцев 2024 г.
Общий импорт сжиженного газа в Украину в январе-июле 2024 года составил 507,4 тыс. т. Это на 5% меньше, чем за аналогичный период 2023-го и примерно отражает тенденции потребления в стране.
Главной тенденцией изменения импортных потоков явилось снижение импорта через западную границу и увеличение поставок через южную. Если в 2023 году две трети газа ехали именно с запада, то в 2024 – только 60%, остальные – с юга.
Потеря позиций мерой стала логическим следствием почти пятимесячной блокировки польских пограничных пунктов сначала перевозчиками, а затем фермерами. Но святое место пусто не осталось.
“Тогда цены на юге +/- сравнялись с западными котировками, что и дало почву для роста поставок по Дунаю”, – отметил один из трейдеров по этому направлению.
Ранее раскачаться румынским терминалам в холодное время года мешала высокая цена на морской ресурс на фоне стабильно дешевого газа подозрительного происхождения в Польше и странах Балтии. Но польские протестующие помогли.
А летом морские котировки традиционно снижаются, и даже после разблокирования польской границы вернуть клиента с юга западным поставщикам все труднее. Кроме того, Черное и Средиземное моря крепко залиты дешевым российским LPG, так или иначе тянущим средние цены вниз. Летом сигналы о наличии на Дунае газа с признаками российского происхождения стали раздаваться чаще. Возможно, это связано с обострением конкуренции на южном направлении, хотя исключать правдивость информации не приходится – советский LPG до сих пор вне эмбарго в ЕС, а четкой системы контроля над происхождением, к сожалению, так и нет.
Основными игроками на западной и южной границе остаются соответственно Польша и Румыния. За 7 месяцев 2024 г. на импорт из этих стран приходилось 63%, из которых на Польшу – 30%, на Румынию – 32%. В прошлом году вела Польша с огромным отрывом: 47% против 18%.
Под давлением росгаза
Успех польского направления в Украине ясен: до августа 2024 года страна была перелита дешевым российским газом, которому украинское государство до сих пор не может противопоставить ничего конкретного. В частности, всплеск поставок в январе-марте был обусловлен тем, что польские провайдеры росгаза нашли методы обхода требований Энерготаможни Украины.
В марте украинские органы ввели новые барьеры (требовали сертификат происхождения сырья). Это дало свои плоды, но частично: импорт из Сокулки и Наревки свелся к нулю, а вот Белосток и Вулька-Добринская, которые также принимают эшелоны газа из России, продолжили отправлять в Украину ресурс по потерянным ценам, у которых нет адекватных объяснений. И конкурентов почти нет. В конце концов, палки из колес вытащили и Barter из BaltykGaz, частично возобновивших поставки из собственных терминалов в Сокулке и Наревке.
“Сначала Barter предлагал только пропан, а вот по поводу бутана честно говорил, что нет необходимых документов. Сейчас (июль – ek) уже предлагает смесь, но цена выше средней”, – рассказал один из трейдеров из центрального региона.
По итогам 7 месяцев 2024 г. значительно уменьшились поставки сжиженного газа из Малашевичей (-72% до 10 тыс. т) и Славкува (-91% до 0,2 тыс. т). Также на 34% снизилась отгрузка ресурса из терминала Unimot в Пьотрике-Трибунальском, до 7,9 тыс. т. Вышеупомянутые – Сокулка, Вулька-Добринская, Наревка, Белосток – потеряли 52%, 15%, 66% и 35% импорта соответственно.
А в апреле “выстрелила” Литва. Импорт из балтийской страны вырос на 54% по сравнению с мартом, до 11,5 тыс. т. А в июне импорт по этому направлению достиг 20,1 тыс. т, что является историческим максимумом, начиная с 2019 года. “Основной привлекательностью литовскому газу была его цена, конкурировавшая с дешевым российским горючим из Польши. Когда “скамейку” из Польши прикрыли, спрос на орленовский газ вырос на глазах”, – отметил один из импортеров. Впрочем, на Orlen приходится менее половины литовского экспорта сжиженного газа в Украину, остальные имеют происхождение ЕС, и вполне понятно, откуда взялись.
Известный “производитель” LPG – Латвия – в 2024 году позиции сдала в мае. Именно тогда, когда Энерготаможня начала истребовать сертификат о происхождении продукта.
На радаре западного направления поставок LPG в Украину стабильно блистает Венгрия. Часть объемов приходится на MOL. Компания регулярно выбрасывает в рынок объемы некондиционного ресурса, так называемые offspec, что в большинстве своем характеризуется существенно повышенным содержанием серы. Этому продукту даже в нефтехимии не всегда есть место, а в Украине находят. Однако далеко не все импортеры заморачиваются переработкой offspec и доведением его до состояния автогаза. Нередко с поставками венгерского микса совпадали волны выхода из строя ГБО.
Стабильно маячит на карте поставок Германия. Как и с бензином, трейдеры отмечают беспрецедентное качество германского газа. Снабжения начались в июне 2023-го и за вторую половину года составляли около 1,3 тыс. т/мес. В этом году этот показатель вырос до 2,2 тыс. т.
Трудолюбивый юг
Прыжок поставок LPG из Румынии пришелся на март, когда украинские трейдеры уже начинали закупку в ожидании (бесполезной, как выяснилось) активизации продаж автогаза. Тогда южные трейдеры привлекли все виды транспорта, импортировав чуть более 29 тыс. т газа, что на 71% больше, чем в феврале.
Основные движущие силы юга – моряки. Наибольшие объемы были импортированы компаниями “Вигазтрейд” и “БРСМ-Нефть”. Первая известна термовыми закупками на море, вторая – наличием собственного флота и желанием его оборачиваемости. За 7 месяцев “Вигазтрейд” привез в Украину 47,9 тыс. т (+80% к 2023 году), “БРСМ” – 46,7 тыс. т (+320%). На двоих это составило 46% всех поставок с юга.
Основной объем импорта уходил из порта “Галац”: около 93 тыс. т, что на 40% больше, чем в прошлом. Значительно выросли поставки из Мидии (где грузит БРСМ) и Мангалии (Taki da) – в 4 и почти 49 раз, до 26,2 тыс. т и 24,9 тыс. т соответственно.
С карты поставщиков 2024 почти исчезли Болгария и Молдова (1,4 тыс. т и 1,1 тыс. т соответственно за 7 мес.). По словам трейдеров, болгары и молдаване отпали из-за дорогостоящей логистики – не выдержали конкуренции с морскими поставками через Румынию.
В результате сокращения экспортных поставок ТШО в перечне стран-отправителей LPG в Украину исчезла Грузия. Ранее американо-казахстанская компания грузила суда из порта Батуми.
Мощные новички на юге – Турция и Ливия. Из турецких терминалов в Украину идет в основном газ производства алжирского гиганта Sonatrach. Большинство ресурса импортирует “БРСМ”.
Также заметным получателем алжирского газа через Турцию является Данкор Трейд. Одесская компания в 2024 году громко заявила о себе, выкупив терминал по приемке LPG в порту Мангалии (юг румынского побережья Черного моря). Всего за 7 месяцев 2024 года “Данкор Трейд” импортировал 18,2 тыс. т газа, несмотря на 2,1 тыс. т в прошлом году.
По мнению трейдеров, южное направление поставок будет и дальше укреплять позиции в балансе LPG Украины. “Я не понимаю, как можно делать ставку на западных поставщиков. То проблемы с происхождением, то с транспортом… Морские поставки через Румынию отработаны до блеска, и они гораздо более прогнозируемы”, – говорит украинский трейдер с большим опытом.
Вернуть клиентов, потерянных польскими поставщиками, будет непросто. Единственным проверенным аргументом может стать цена, и ни польские, ни другие западные страны сегодня не могут предложить столь выгодные условия, которые были в первой половине 2024 года. Но уже сейчас можно предположить, что с вступлением в ЕС эмбарго на росгаз цены в Черном море будут еще ниже. (Наталья Курган, Артем Куюн, Консалтинговая группа “А-95”; Enkorr)