Как “зеленая” генерация может усилить энергоспособность и энергобезопасность Украины в 2025 г. и заместить 1-2 ГВт потерянных мощностей.
Ольга Рыбачук, управляющий директор Elementum Energy:
Возобновляемые источники электроэнергии как о движущей силе энергетического восстановления Украины уже второй год подряд громко и уверенно заявляют на международных правительственных и инвестиционных площадках. В Украине же о них до сих пор говорят мало, и только в узких кругах профильных производителей и инвесторов.
А активно продвигаются месседжи, что газопоршневая и газотурбинная генерации могут стать “спасением зимы-2024”, а “зеленая” энергетика остается в вакууме неосведомленности, воспринимаясь как специфическая и нишевая.
Недостает понимания, что “зеленая” энергетика – это полноценная промышленная генерация государственного значения, которая может и должна стать основой восстановления.
Миф №1: “зеленая” энергетика не может быть основной генерацией в государстве, потому что нестабильна и непрогнозирована и с этим ничего нельзя поделать.
Важным условием функционирования энергосистемы есть способность генерации выдавать постоянное и прогнозируемое напряжение в сеть и обеспечивать стабильную мощность.
Действительно, в отличие от традиционной (тепловой, атомной), “зеленая” энергетика более непредсказуема, поскольку энергия солнца и ветра зависит от природных условий. Это усложняет энергообеспечение конечных потребителей.
Именно поэтому “зеленая” генерация требует качественного прогнозирования погодных условий и оперативной балансировки с помощью других объектов “зеленой” генерации и систем накопления электроэнергии. Такие системы могут переносить энергию во времени и корректировать недостатки погодного прогнозирования.
Стремительное развитие систем накопления, ИИ в области прогнозирования и непрерывное улучшение характеристик ветровых турбин и солнечных модулей привели к тому, что большинство стран Европейского Союза активно двигаются в направлении абсолютного доминирования “зеленой” генерации в балансе производственных мощностей.
К примеру, в Испании и Германии доли “зеленой” генерации превышают 60%, в Италии – 44%. В Украине тоже начали говорить о системах накопления, но скорее факультативно и для определенных видов услуг, а не как компонент восстановления.
Для сравнения: доля “зеленой” генерации в Украине едва достигает 15%. В отличие от нас, страны ЕС ежегодно добавляют десятки гигаватт восстановительных объектов. У Украины есть одни из лучших в мире предпосылок для ВИЭ – потенциал солнечной и ветровой энергетики в 150 раз превышает текущий спрос на электроэнергию.
Миф №2: “зеленая” энергетика в Украине существует только на словах и проблеме отключений не поможет.
В Украине есть восприятие, что “зеленая” генерация – нишевая технология, которая не может стать основой энергомикса промышленной страны и только развивается. У нас есть централизованная энергосистема преимущественно государственной формы владения, которая была построена в советское время для крупных промышленных потребителей.
Сейчас централизованная энергосистема, несмотря на ее колоссальные запас и мощь, испытала мощные разрушения и стала местом уязвимости. Более 9 ГВт мощностей повреждены, поэтому следует быстро решать вопросы энергообеспечения.
У государства нет достаточно финансовых ресурсов, и осталось мало времени. Это классические условия для работы частного капитала, поскольку частный бизнес скорее оперирует деньгами, имеет больше опыта и компетенций в реализации проектов и несет не теоретическую, а реальную финансовую ответственность.
Сотни дополнительных объектов распределенного поколения не только обеспечат более устойчивую работу системы и ее антихрупкость к ударам врага, но и создадут много дополнительных рабочих мест на всей цепи создания стоимости.
В Украине есть тысячи производителей ВИЭ разного профиля и масштаба, которые за последние пять-семь лет построили около 10 ГВт мощностей. К этому процессу входят бизнесы и домохозяйства, которые никогда не были причастны к отрасли.
Они строят солнечную и ветровую генерацию для собственных нужд и не ожидают, что их спасет государство. Многие ветровые турбины приедут в 2025 г., а солнечные модули имеют самую низкую цену за всю их историю. Речь идет о мощностях трех-четырех Каховских ГЭС, которые могут начать работать уже в 2025 г.
Так что пока государство планирует “гигаватт к зиме”, частный бизнес уже все строит. Это процесс, которому не нужно мешать, а наоборот – понять, в чем нуждаются инвесторы, и своевременно помогать им в этом.
Миф №3: нет иностранных инвесторов, готовых инвестировать во ВИЭ в Украине во время войны.
На самом деле они и некоторые из них, как Elementum Energy, имеют опыт строительства станций во время войны. В 2023 г. мы запустили Днестровскую ВЭС мощностью 100 МВт, которая способна обеспечить около 200 тыс. потребителей. На Ukraine Recovery Conference в Берлине ряд новых для украинского энергорынка инвесторов подписали соглашения для начала инвестирования в объекты “зеленой” генерации.
Аппетит международных финансовых институтов, готовых финансировать частные проекты, также присутствует и может обеспечить заявленные 2 ГВт уже в 2025 г., а это около 2 млрд. евро финансирования. Так что вопрос не в том, есть ли инвесторы, а в том, что им необходимо для начала инвестирования в Украину уже сейчас.
В первую очередь инвесторы хотят видеть, что энергетика – это стратегический фокус государства и что мы готовы двигаться без задержек в реализации энергетических проектов.
В Украине сложно понять, кто deal captain “зеленого” восстановления, который должен отвечать за разработку плана действий и содействие инвестициям: от логистических вопросов, как привезти турбины в Одесскую область и ускорить выдачу технических условий, до коммерческих аспектов, как обеспечить хотя бы среднесрочные инструменты продажи электроэнергии, без чего невозможно спрогнозировать денежный поток.
Эти вопросы нуждаются в консолидированном подходе и внимании со стороны государства. Кроме того, энергорынок Украины является одним из наиболее зарегулированных секторов экономики – ценами, лицензиями, разрешениями, правилами регулирования. Он еще довольно непрогнозируемый в изменениях регуляторного поля. Убийственная комбинация.
Тем не менее, иностранные инвесторы, имеющие аппетит к риску, умеют работать с регуляторной спецификой и создавать локальные партнерства, заходят в Украину.
Это инвесторы, имеющие доступ к внешнему финансированию, потому что пока никто не способен взять все риски реализации проектов в Украине на себя. Государство должно быть сфокусировано на таких инвесторах, поскольку очевидно, что стейкхолдеры с низким порогом к риску пока не придут в Украину. Но это пока.
Миф №4: “зеленая” энергетика – это дорого и долго.
Одно из ключевых преимуществ “зеленой” генерации – это отсутствие зависимости от сырья, газа или угля, а значит, сниженная себестоимость производства.
По оценкам Международного энергетического агентства (IEA), в 2023 г. 96% новых проектов солнечной и ветровой энергетики имели более низкую стоимость производства, чем новые электростанции, работающие на угле и природном газе.
Проекты атомных электростанций относят к самым сложным: почти нет построенных вовремя (многолетние опоздание) и без существенных перерасходов.
Не менее специфичны и сложны гидропроекты, не говоря об экологической составляющей. Между тем, стоимость строительства объектов возобновляемой генерации ежегодно уменьшается благодаря развитию технологий и массовости.
Относительно скорости: СЭС, которые будут генерировать более одного гигаватта энергии, можно построить за год, включая девелопмент. Как только государство нормирует процессы выдачи технических условий активным инвесторам и девелоперам, с реальными целями и ответственностью исполнителей, профессиональные игроки не заставят себя ждать.
С начала разработки проекта ВЭС до ввода объекта в эксплуатацию нужно потратить 2,5-3,5 года в зависимости от мощности. При этом в Украине уже сейчас много ветровых проектов на стадии, близкой к началу строительства. Никакие проекты традиционного поколения не будут завершены быстрее.
Готовы ли девелоперы, производители и инвесторы “зеленой” энергетики обеспечить 1-2 ГВт в 2025 г.? Да. Если государство пойдет на конструктивный диалог, наконец-то сделает развитие ВИЭ приоритетом и будет стратегически руководить реформированием и построением новейшей энергосистемы в Украине, то этот потенциал станет реальностью и обеспечит энергетическую достаточность не только для “следующей зимы”. (Epravda.com.ua)