После распада СССР, Казахстан обрел независимость и начал выстраивать собственный углеводородный путь. Сейчас республика занимает 12 место в мире (3,9 миллиарда тонн) по запасам нефти и 14 по запасам газа (2,7 триллионов кубических метров).
Каковы особенности развития казахстанской нефтегазовой отрасли, какое будущее ждет углеводородную отрасль страны разбиралось «Агентство нефтегазовой информации».
Нефтегазовый рынок Казахстана
Нефтегазовый сектор республики, как и в большинстве мировых сырьевых стран, остается “сердцем” экономики. В 2023 году доля валовой добавленной стоимости нефтегаза в ВВП составила 16,2%, объем выпуска – 20,14 триллионов тенге. В 2024 году в стране планируют добыть свыше 88 миллионов тонн нефти и 60 миллиардов кубометров газа, значительная часть которых пойдет на экспорт.
Пять лет назад, в 2019 году президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поставил задачу: страна должна стать “одним из лидеров по продаже готовых нефтепродуктов” при обязательном условии переработки сырья.
Правительством республики утвержден комплексный план по развитию крупнейших нефтегазовых и нефтегазохимических проектов на 2023-2027 годы. Соответствующее постановление подписал премьер-министр Алихан Смаилов. План направлен на реализацию 20 значимых проектов в нефтегазовой отрасли, нефтегазопереработке, а также нефтегазохимии с ожидаемым объемом инвестиций $37,3 миллиардов
В частности, документом предусмотрена реализация крупных нефтегазовых проектов на месторождениях Тенгиз, Карачаганак и Кашаган, которые подразумевают увеличение уровня добычи нефти до 105,5 миллионов тонн и газа до 82,1 миллиардов м3 к 2027 году.
В 2029 году в Казахстане начнется добыча нефти на трех месторождениях в рамках проекта “Каламкас-море-Хазар”. Его участниками являются АО “Национальная компания “КазМунайГаз” (50%) и ПАО “ЛУКойл” (50%). Проект “Каламкас-море – Хазар” включает освоение трех месторождений на Каспии: “Каламкас-море”, “Хазар” и “Ауэзов”. Разработку месторождений планируют вести поэтапно. Вместе с тем в рамках реализации геологоразведочных проектов и освоения месторождений предусмотрены семь проектов с общим объемом инвестиций порядка $10 миллиардов
В целях обеспечения внутреннего рынка нефтепродуктами предусмотрена реализация трех проектов. Планируется, что к 2029 году будут увеличены производственные мощности на Шымкентском НПЗ с шести до 12 миллионов тонн. В результате в стране будет производиться 18 миллионов тонн нефтепродуктов в год. В свою очередь для обеспечения поставок нефти на завод будут реализованы проекты расширения нефтепроводов Кенкияк-Атырау с 6 до 15 миллионов тонн в год и Кенкияк-Кумколь с 10 до 20 миллионов тонн в год.
Касательно нефтегазохимической отрасли необходимо отметить, что реализация таких проектов, как строительство первого интегрированного газохимического комплекса по производству полиэтилена мощностью 1,25 миллионов тонн с инфраструктурным проектом газосепарационного комплекса мощностью переработки 9,1 миллиардов м3 позволит значительно увеличить объемы производства нефтегазохимической продукции, привлечь крупные инвестиции и задействовать весь потенциал сырья Тенгизского месторождения.
Меры поддержки нефтяной отрасли
Поддержка нефтяной отрасли Казахстана оказывается на государственном уровне. Так была внедрена система “улучшенных модельных контрактов”. Она предоставляет ряд преференций как регуляторного, так и фискального характера для инвесторов.
Создан Международный центр развития нефтегазового машиностроения (IMB Центр). Его задача – содействовать развитию производства нефтегазовых товаров для их использования крупнейшими операторами. Центр анализирует, прогнозирует, предлагает решения и оказывает техническую поддержку производителям.
Также Казахстан нацелен на диверсификацию экспортных коридоров. Ключевым дополнительным экспортным маршрутом является срединный международный транспортный коридор через Каспий. Также в случае прекращения транспортировки нефти по системе Каспийского трубопроводного консорциума могут быть задействованы свободные мощности нефтепроводов Атырау – Самара и Казахстан – Китай.
Помимо этого, правительство организовало реформу ценообразования на газ и нефтепродукты с переходом к адресному субсидированию. Уже сделаны шаги по снижению дисбалансов: определена стоимость на газ на период с 2023 по 2028 год, увеличены суммы предложения по нефтепродуктам.
Несмотря на большое количество проектов и планов их реализация ведется не так быстро и не в том объеме, как хотелось бы инициаторам. Нефтегазовая сфера сталкивается с серьезными вызовами, в числе которых высокая себестоимость новых нефтяных проектов, разница в экспортных и внутренних ценах на нефть, зависимость от глобальных цен и жесткие требования к местному содержанию.
“Мы в течение тридцати лет говорим о том, что развиваем химические отрасли, будем строить разные заводы. И складывается ощущение, что у нас очень много проектов. Но, в реальности не на все предложения инвесторы откликаются. На их настроение большое влияние оказывает меняющаяся экономическая, экологическая и политическая ситуация в мире. Поэтому все процессы затягиваются и динамичного развития химической отрасли не происходит”, – рассказывает Председатель президиума Союза нефтесервисных компаний Казахстана Рашид Жаксылыков.
Помимо этого, нефтепереработка в Казахстане несет на себе отпечаток госконтроля, что, по мнению аналитиков, сдерживает развитие внутреннего рынка. Искусственное удержание цен на нефтепродукты ухудшает ситуацию, а пересмотр условий договоров по проектам Тенгиз, Кашаган и Карачаганак или, что более радикально, их разрыв могут подорвать инвестиционную привлекательность отрасли.
Нестабильная, а местами взрывоопасная геополитическая обстановка ставит Казахстан перед необходимостью искать и развивать альтернативные маршруты экспорта нефти – Транскаспийский маршрут, поставки в Европу и Китай. Однако это все еще пока более дорогостоящие варианты, чем Каспийский трубопроводный консорциум, через который проходит около 80% экспорта нефти.
Иностранные инвесторы
По данным анализа Союза нефтесервисных компаний Казахстана, нефтяной рынок республики по большей части принадлежит иностранцам. Нефть в стране добывают 86 компаний из 15 стран.
По данным Минэнерго в 2023 году в республике добыли 89,9 миллионов тонн нефти. 33,1% добычи нефти приходятся на казахстанские компании, 30,9% – американские, 18,4% – европейские, 11,4% – китайские и 3,5% – российские
С каждой добытой тонны инвесторы выплачивают налоги. Но, при этом три крупные компании, а это ТОО “Тенгизшевройл”, НКОК и КПО не поставляют нефть на внутренний рынок, когда другие производители обязаны поставлять не менее 30% добытого сырья на нужды страны практически по себестоимости – в 2-3 раза ниже мировых цен. Следовательно, налоговая нагрузка у казахстанских компаний гораздо выше, чем у ТШО, КПО и НКОК.
Отметим, что в ТОО “Тенгизшевройл” 50% принадлежит Chevron (США), 25% – ExxonMobil (США), 20% – КМГ (РК), 5% – СП “ЛукАрко” (РФ/США).
В НКОК, 16,88% за КМГ (РК), 16,81% у Eni (Италия), 16,81% – ExxonMobil (США), 16,81% – Shell (Великобритания), 16,81% – Total (Франция), 8,33% – CNPC (Китай), 7,56% – Inpex (Япония).
В КПО, 29,25% владеет Eni (Италия), 29,25% – Shell (Великобритания), 18% – Chevron (США), 13,5% – «ЛУКойл» (РФ) и 10% – КМГ (РК).
Договоры СРП
Раздел освоения месторождений между недропользователями других стран связан со временами распада СССР. Тогда у республики не было собственных технологий, кадров и средств для того, чтобы самостоятельно разрабатывать месторождения, поэтому государство договорилось о сотрудничестве с иностранными компаниями, заключив соглашение о разделе продукции.
“Наличие иностранных партнеров – нормальный процесс. Вопрос в том, на каких условиях они работают, потому что не все, к сожалению, прозрачно, особенно в тех контрактах, которые подписывались в 90-е годы. Они не являются достоянием общественности”, – отмечает Рашид Жаксылыков.
Срок действия контрактов истекает после 2027 и 2030 годов. В связи с этим, у иностранных компаний задача – максимально выкачать нефть в сжатые сроки. При этом после окончания действия СРП правительство страны пойдет на их перезаключение, считает эксперт.
“Скорее всего, эти же инвесторы и останутся. Сейчас мы активно думаем, какую ответственность им добавить. В новом соглашении раздела продукции будем отдавать приоритет трем позициям: первый – это национализация контрактов, второй – локализация производства и третий – экспортно-ориентированные предприятия. То есть чтобы они помогали выходить нашим компаниям на зарубежные проекты и участвовать в них”, – отметил он.
По словам Рашида Жаксылыкова, сегодня союз нефтесервисных компаний практически выполнил задачу по национализации кадров. Сейчас идет процесс локализации производства, а в перспективе будет осуществлена национализация контрактов.
Эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, считает, что сейчас для Казахстана настал наиболее выгодный момент для изменения условий контрактов.
“Во-первых, роль казахской нефти на мировом рынке усилилась в условиях, когда российское “черное золото” из ЕС фактически ушло – там остались только небольшие трубопроводные поставки. Казахская нефть желанна, тем более, если она проходит через РФ, потому что, де-факто, Казахстан получает российский сорт Urals, на который настроены многие европейские НПЗ, – отмечает он. – Плюс на нефтяном рынке сейчас очень хрупкий баланс, поэтому если Казахстан, например, будет снижать объемы экспорта, то это приведет к дефициту и росту цен, чего в общем-то европейским странам и США не хотелось бы. Поэтому переговорные позиции у Казахстана гораздо сильнее, чем в 90-е годы”.
Политика Казахстана в данный момент направлена на то, чтобы заставить участников СРП либо увеличить доли государственной компании в проектах, либо изменить распределение прибыли. Поэтому правительство республики предъявляет дополнительные претензии к иностранным недропользователям, в том числе, экологические.
“Идет “накачка” переговорной позиции. И, в условиях вероятного энергоперехода и риска сокращения потребления нефти на мировом рынке, Казахстану необходимо действовать оперативно”, – считает Игорь Юшков. – Важно сейчас поменять соглашение СРП, чтобы получать как можно больше прибыли”.
Республика показывает, что нефтяная отрасль могла бы развиваться гораздо более эффективно, создавать проекты с большей добавленной стоимостью, чтобы не экспортировать нефть в сыром виде, а перерабатывать внутри страны и получать не только нефтепродукты, но и продукты нефтехимии, создавать больше рабочих мест и налогов. Это популярная идея в разных странах, в том числе и в Казахстане, что может дополнительно подкрепить переговорную позицию республики.
“Естественно, Казахстану выгодно создавать перерабатывающие предприятия внутри страны, в том числе для получения дополнительного сжижено-углеводородного газа, который в республике активно используется и дефицит которого существенен и для населения, и для экономики, – резюмировал эксперт. – Мы помним, что волнения в Казахстане, которые с трудом удалось нивелировать начались как раз из-за скачка цен на сжижено-углеводородный газ – пропан-бутановую смесь. Поэтому если будет дополнительная переработка, то это еще и покроет внутренние потребности страны”.
В числе других путей укрепления позиций аналитики отмечают потенциал Казахстана в развитии возобновляемых источников энергии, таких как ветровая и солнечная энергетика. (Angi.ru)