Российские нефтяные компании готовятся приступить к вынужденному сокращению добычи, поскольку не могут продать миллионы баррелей нефти, сообщает Reuters со ссылкой на трех топ-менеджеров нефтяной отрасли, а также трейдеров и портовых агентов.
По словам собеседников агентства, “прощальные” санкции администрации Джо Байдена, под которые попали “Газпром нефть”, “Сургутнефтегаз”, а также 180 танкеров “теневого флота”, привели к тому, что в России возник избыток нефти, которую невозможно вывезти за границу.
Экспортные поставки из портов Усть-Луги и Приморска на Балтийском море, а также из Новороссийска на Черном море в январе упали на 17%, а стоимость фрахта танкеров для вывоза нефти через тихоокеанский порт “Козьмино” взлетела в пять раз. В результате за месяц санкций у нефтяников накопилось 17 миллионов нераспроданных баррелей, дрейфующих в танкерах, превращенных в плавучие хранилища. К началу лета этот объем может возрасти до 50 миллионов баррелей, прогнозируют аналитики Goldman Sachs.
Дети эту нефть де-факто некуда: больших хранилищ в России практически нет, а имеющиеся попали под январские налеты дронов. Переработать лишнюю нефть на НПЗ также сложно: из-за ударов БПЛА потеряно 10% мощностей нефтезаводов, в том числе рязанского, волгоградского и астраханского, а их ремонт продлится месяцы, говорят источники Reuters.
По их словам, единственным выходом для нефтяников становится сокращение добычи. Оно может начаться в ближайшие месяцы и ускорится, если проблемы с танкерами и НПЗ не будут устранены. Сейчас Россия качает 8,9 миллионов баррелей в сутки, выполняя соглашение по сокращению добычи ОПЕК+. По сравнению с рекордом 2019 года (11,25 миллионов баррелей в день) нефтедобыча уже сократилась на 20%.
Под санкции попала пятая часть флота, возившего нефть, говорят источники Reuters. Для этих танкеров закрылись некоторые порты Индии и Китая, требующие, чтобы нефть перевозили не включенные в “черные списки” суда. В то же время индийские и китайские НПЗ, скупающие почти 90% морского экспорта российской нефти, спешно ищут альтернативы – в Саудовской Аравии, Ираке и Объединенных Арабских Эмиратах.
Первыми под нож могут пойти арктические месторождения, где Россия добывает 300 тыс. баррелей в сутки: они остались без танкеров ледового класса, которые заменить невозможно. Количество судов “теневого флота” под западными ограничениями превысило 270. В “черных списках”, по данным S&P Global, оказались танкеры, перевозившие половину морского экспорта нефти из России, то есть 1,5 миллионов баррелей в день: около 1 миллионов – в Китай и около 500 тыс. – в Индию.
По оценкам Альфа-банка, из-за санкций Россия может потерять нефтяной экспорт объемом до 800 тыс. баррелей в день или каждый третий баррель, который танкеры перевозят по морю из портов. Это лишит экономику около $50 миллиардов экспортной выручки ежегодно и может привести к девальвации рубля до уровня выше 130 рублей за доллар, писали эксперты ЦМАКП. (Enkorr)