Импорт дизельного горючего из Индии в Украину будет ограничен – все партии индийского ресурса должны пройти процедуру отбора и лабораторного анализа проб. Соответствующее требование Служба безопасности Украины направила в адрес Энергетической таможни 15 сентября. По информации enkorr, ограничения вступят в силу с 1 октября.
Санкции будут действовать по аналогии с ранее наложенными на дизельное топливо из Турции в сентябре 2023 года. Тогда решением СНБО ряд турецких портов, как принимали существенные объемы российского ГП, были внесены в перечень рискованных, а все поступающие из них партии подлежат дополнительному изучению, в частности лабораторному.
Согласно данным Консалтинговой группы А-95, с сентября 2023 года из подсанкционных турецких портов Marmara и Turpas в Украину было импортировано 65,8 тыс. тонн дизельного топлива, из которых 71% было завезено с апреля этого года. К тому же среднемесячный импорт из этих портов составил около 47,2 тыс. тонн.
В августе 2025 года в Украину было импортировано 119 тыс. тонн индийского дизельного топлива, что составило 18% всего объема импорта.
Опрошенные румынские трейдеры считают, что после запрета импорта индийского топлива, вероятнее всего, возрастет спрос по другим южным направлениям.
“Частично мы будем поставлять из Средиземноморья, но главным источником будет Ближний Восток. Но, очевидно, премии на следующие периоды будут значительно выше”, – отмечают в Oscar Downstream.
“Трудно сказать, чем будет замещаться. Также неизвестно, где теперь (на юге) найти зимнее топливо по выгодной цене”, – сказал другой трейдер, продающий баржи и поезда дизеля из Констанцы.
Следует отметить, что в августе начали возобновляться поставки дизельного топлива в Констанцу из Италии и Саудовской Аравии. Последнее поступление топлива из этих стран наблюдались осенью прошлого года.
“Большие объемы из Индии закупались не потому, что другого продукта на рынке не было, а потому, что индийское топливо было дешевле. Рынок настроится под другие направления и цены. К примеру, в августе мы уже привезли партии дизеля с завода SARAS”, – сообщил еще один оператор Oil Terminal.
Не видят проблем с обеспечением украинского рынка трейдеры, поставляющие танкерные партии. “За счет продукта Hellenic Petroleum и Motor Oil вполне можно заменить индийские объемы с Констанцы. Кроме того, STAR сможет обеспечить дополнительные партии, поскольку высокий сезон потребления в Турции скоро закончится”, – считает Алексей Фесенко из Kemexon. Но такая замена обойдется рынку дополнительно в несколько долларов, поскольку спрос на танкерные перевозки вырастет.
Подставить плечо помощи готовы и на западном направлении поставок. По словам Евгения Поспелова, заместителя директора экспортного отдела UNIMOT, в случае полной блокировки поставок из Индии и других “гибридных” источников российских нефтепродуктов группа способна оперативно удвоить объемы поставок, используя исключительно польскую портовую инфраструктуру. Потенциал достигает 70 тыс. тонн дизельного топлива в месяц, чему способствует и собственный перевозчик Olavion, располагающий парком железнодорожных цистерн общей вместимостью 18 тысяч кубических метров.
Для более серьезных вызовов UNIMOT заключила долгосрочный договор аренды с HES Wilhelmshaven Tank Terminal GmbH (Германия). Терминал способен принимать суда, по грузоподъемности вдвое превышающие те, которые могут заходить в польские порты. Гарантированная емкость хранения дизельного горючего составляет 78 тыс. кубометров, что позволяет обеспечить поставки на украинский рынок до 120 тыс. тонн в месяц.
“На наш взгляд, этого объема предостаточно. Украинский рынок давно доказал, что способен быстро и гибко реагировать на любые вызовы, обеспечивая страну необходимыми ресурсами в кратчайшие сроки”, – считает Евгений Поспелов.
По уточненным данным, санкции будут касаться только горючего производства Reliance Industries, поступающего из порта Sikka (Sikka Port & Terminals, Гуджарат, Индия). Именно оттуда через румынских трейдеров поступает горючее в Украину.
Ограничения не распространяются на дизель с Vadinar Refinery, который входит в Nayara Energy Limited, где контрольный пакет акций принадлежат российским компаниям, включая нефтяного гиганта “Роснефть”. Скорее всего, это связано с отсутствием отгрузок горючего с этого завода на украинский рынок.
После того, как поставщики из Ирака и Саудовской Аравии из-за проблем с оплатой после введения санкции ЕС приостановили поставки нефти, Nayara начала перерабатывать исключительно российскую сырую нефть.
В третьей декаде августа Bloomberg сообщил, что к закупкам российской нефти после непродолжительной паузы вернулись и индийские государственные заводы. По данным издания, компании Indian Oil Corp и Bharat Petroleum Corp, приобрели грузы российской нефти Urals для погрузки в сентябре и октябре со скидкой до $2,50 за баррель по сравнению с Brent. (Enkorr)