Попавшие под санкции на Балканах российские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) в ближайшее время могут сменить собственников. Сербия готовит поправку в проект закона о бюджете, которая позволит ей выкупить НПЗ NIS. Об этом заявила представитель парламента Ана Брнабич в интервью телеканалу Euronews, отметив, что парламент вскоре начнет обсуждение поправок, подготовленных правящей партией SNS.
“Я считаю, что национализация – это неправильный путь, потому что он открывает ящик Пандоры: Одна из поправок предполагает, что в какой-то момент мы возьмем под свой контроль NIS”, – сказала Брнабич. Президент Сербии Александр Вучич предложил предоставить Москве еще 50 дней на поиск нового владельца NIS. Если в этот срок покупатель не будет найден, Сербия введет на предприятии собственный менеджмент и предложит российской стороне максимально возможную цену за компанию.
Минфин США в январе 2025 г. ввел блокировочные санкции против “Газпром нефти”, которой принадлежит контрольный пакет NIS. После нескольких отсрочек санкции вступили в силу осенью. Во вторник Вучич заявил, что NIS будет вынужден прекратить работу через четыре дня, если США не снимут санкции, поскольку поставки нефти по трубопроводам соседних стран остановлены. “Завод пока не остановлен, но переведен в режим циркуляции. Это более низкий режим работы по сравнению с обычным”, – сказал он.
Подобным образом развивается ситуация в Болгарии, где власти готовятся при необходимости приобрести активы “Лукойла” через Болгарский банк развития. Для этого правящая коалиция включила в проект бюджета на 2026 год поправки, которыми предлагается увеличить размер государственных гарантий на 2 миллиарда евро – до 5,8 миллиарда. Эти средства могут быть использованы “при возникновении потребности в приобретении акций или долей в капитале” нефтяной компании.
В “Лукойле” ранее заявляли, что компания предпринимает шаги по продаже болгарских активов новому владельцу, но оставляет за собой право защищать свои права и законные интересы в суде в случае их нарушения. 14 ноября в Болгарии был принят закон о введении внешнего управления над активами “Лукойла”, а 17 ноября эти полномочия официально перешли к внешнему управляющему. (Enkorr)
