Украине нужно выйти из зоны комфорта внешнего наблюдателя и пустить параллельную работу на нескольких векторах.
В Кремле, вероятно, уже готовятся праздновать победу “Северного потока-2″ – Владимир Путин лично объявил об успехах проекту: первая нитка газопровода завершена, вторую нить планируют достроить за два месяца, а российская газопроводная сеть от ямальских газовых месторождений до компрессорной станции ” Славянская “(отправной точки” Северного потока-2 “) готова к работе. Однако, перефразируя шутку американского сенатора Теда Круза – “почти” завершен газопровод все еще не может поставлять газ, поэтому бороться до последнего сантиметра – оправдано и необходимо. Более того – даже при условии, что “Северный поток-2” будет достроен, европейская политическая воля и регуляторные условия все еще могут превратить уже завершен российский газопровод в груду металлолома на дне Балтийского моря.
Для этого украинской стороне нужно выйти из зоны комфорта внешнего наблюдателя и запустить параллельную работу на нескольких векторах.
Во-первых, решение Госдепа США не вводить санкции против компании Nord Stream 2 AG и ее руководителя Маттиаса Варнига не нравится конгрессменам. Не нравится, ведь именно американский Конгресс проголосовал за оборонный бюджет на 2021 финансовый год с положениями о санкциях против “Северного-потока-2” и “Турецкого потока”, преодолев для этого вето тогдашнего президента Трампа. И именно высший законодательный орган США теперь может стать силой, сдержит нового президента Байдена в попытке “помириться” с Германией через уступку в виде “Северного потока-2”.
Уже сейчас 20 конгрессменов-республиканцев в обращении к главе Госдепартамента требуют санкций против российского газопровода , а конгрессмен-республиканец Фред Келлер внес на рассмотрение Палаты представителей законопроект, предусматривающий усиление санкций против “Северного потока-2”. Украинская сторона тоже имеет хорошую динамику: Верховная Рада Постановлением №5520 обращается к Конгрессу США с просьбой ввести санкции против всех участников строительства газопровода, а украинские политики, общественные деятели и руководители компаний обратились с открытым письмом к против решения Администрации Президента США Джо Байдена о санкциях. Это отдельные шаги, что, однако, имеют масштабироваться; этот объединенный голос должен звучать и дальше – громче, последовательно и непрерывно.
Во-вторых, пока большие надежды были возложены на США и санкционный режим, без внимания осталась работа с нашими европейскими партнерами. Зато, в случае, если газопровод смогут достроить, то, каким образом (не) будет функционировать “Северный поток-2”, будет определять внутриевропейскую повестку дня. Этот сценарий стоит прорабатывать в Украине, поэтому прежде всего следует запустить активную работу с Еврокомиссией и Европарламентом. Объединенная Европа уже сейчас на украинской стороне: Еврокомиссия считает, что газопровод не выполняет функцию диверсификации поставок, поэтому не поддерживает его, а Европарламент последовательно выступает за уменьшение энергетической зависимости от России в своих резолюциях. Даже в Германии противников “Северного потока-2” больше: против проекту традиционно выступают “зеленые”, ведутся разговоры о введении моратория против газопровода как промежуточное компромиссное решение.
Украинская задача на сегодня – постоянной коммуникацией, заявлениями и аргументами убеждать европейскую сторону занять более активную позицию. Следует обращаться к нашим близких друзей внутри ЕС – Польши, Балтийских стран – и всячески помогать им поддерживать линию против “Северного потока” – инструментами, пока еще недоступны Украина без членства в ЕС. Мы должны сделать все, чтобы в случае достройки российского проекту “Северный поток-2” уже на европейском континенте встретил новый шквал сопротивления – политического, регуляторного, инфраструктурного.
В-третьих, договариваться следует не только с американскими и европейскими партнерами, но и между собой. Особенно сейчас, когда доверие к Украине пошатнулась – в частности, после игнорирования принципов корпоративной реформы и замены менеджмента “Нафтогаза”, что встретило жесткую критику со стороны западных партнеров. У президента Зеленского уже не будет привилегии встречи с Байденом перед саммитом лидеров США и России в Женеве, однако нельзя позволить себе пропустить другие возможности.
Прежде всего, “Северный поток-2” не должен быть единоличной войной “Нафтогаза”. Значительный нереализованный адвокационный потенциал имеют Офис Президента, министерства (в частности, Министерство иностранных дел и Министерство энергетики), Верховная Рада. К тому же, мы не можем позволить себе разногласия, когда речь идет о позиции по “Северного потока-2” – нашим партнерам должно быть понятно, что мы имеем не просто позицию отдельного правительственного органа или политика, а всей страны. В этом свете особенно опасны несогласованные заявления – непоследовательным и опасно одновременно транслировать тезиса о недопустимости достройки проекту и о гарантиях, что мы хотим получить “взамен”. Украинская национальная сборная – политики, чиновники,
“Действовать, пока не поздно” – рекомендация, которую почти безуспешно повторяли украинской стороне слишком часто. Сегодня же, после отката американских санкций, у многих есть сомнения в целесообразности и дальше тратить силы, время и финансовые ресурсы на противодействие “Северному потоку-2” – мол, “поздно” уже наступило. Это может быть правдой, но когда на кону стоит энергетическая безопасность государства бороться надо даже тогда, когда ситуация выглядит безнадежной. Поэтому короткий ответ на “а что же делать дальше?” такое противодействие достройке/запуску/работе “Северного потока-2” (необходимое подчеркнуть) должно стать украинской национальной идеей, или, как минимум, международно-политическим приоритетом №1 – на словах и на действиях. (Анастасия Синица, младший аналитик DiXi Group, специально для “Украинской энергетики”/Энергетика Украины и мира)
(ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ НОВОСТИ. Проголосуйте сами и посмотрите итоги голосования – https://poll.app.do/3204985)