Только в 2022 г. оптовые цены на электроэнергию выросли более чем на 140% из-за роста цен на газ, несмотря на то, что 70% австралийского газа экспортируется за границу. Цены на газ в Австралии обычно составляют около 3 долларов за гигаджоуль (ГДж), но на этой неделе они взлетели до более чем $380 за гигаджоуль.
Миллионы австралийцев в нескольких штатах предупреждены о нехватке газа и электроэнергии из-за внезапного похолодания на восточном побережье.
“Это крупнейший энергетический кризис за последние 50 лет”, – заявил исполнительный директор Ассоциации потребителей энергии Австралии (EUAA) Эндрю Ричардс.
На экстренной телефонной конференции регулятор энергетики предупредил, что штаты Виктория, Южная Австралия и Тасмания сталкиваются с нехваткой газа, а электроснабжение в Новом Южном Уэльсе и Квинсленде будет сопровождаться веерными отключениями, пишет The Australian.
Оператор энергетического рынка Австралии (AEMO) сообщил более чем 100 участникам отрасли, что они должны сократить потребление газа. AEMO также впервые задействовала механизм гарантий аварийных поставок для производителей газа.
Цены на газ в Австралии обычно составляют около 3 долларов за гигаджоуль (ГДж), но на этой неделе они взлетели до более чем 380 долларов за гигаджоуль из-за обвала энергетического рынка, что вынудило регулирующий орган вмешаться и установить предельные значения в 40 долларов за гигаджоуль в Сиднее, Мельбурне и Брисбене.
Глава казначейства Австралии Джим Чалмерс описал ситуацию как “идеальный шторм” проблем в энергетике и предупредил, что “нет ни одной меры, которая могла бы исправить это за одну ночь”.
“Это большая проблема, – сказал главный казначей. – Нет смысла ходить вокруг да около. У нас резко растут цены на газ, электроэнергию и бензин”. Он обвинил прежнее правительство в “унаследованном нами кризисе стоимости жизни”. “Это распространяется не только на энергию, но и на строительные материалы и все остальное. Это следствие идеального шторма международных и внутренних факторов, но это также цена и последствия почти десятилетнего хаоса в энергетической политике”, – заявил он.
Чалмерс отметил, что лейбористы хотели “поставить более чистую и дешевую энергию в сеть”, но “это займет немного времени”. “Более неотложные варианты, очевидно, будут частью обсуждения с компаниями, а также с соответствующими министрами, и я действительно не хочу опережать эти обсуждения”, – сказал он.
Генеральный директор EnergyQuest Грэм Бетьюн согласился с Чалмерсом, утверждая, что этому способствовал ряд факторов.
“Было сильное давление, чтобы закрыть электростанции, работающие на угле, – сказал он. – Никто не ожидал огромного ускорения или резкого скачка мировых цен, поэтому то, что говорит Джим Чалмерс, является точным в той степени, что есть как внутренние, так и международные факторы”.
Origin Energy в среду опубликовала предупреждение о прибыли, отозвав прогноз на 2022-23 финансовый год, поскольку больше не может предвидеть, чем закончится кризис. Компания призвала правительство перезапустить угольный сектор, чтобы снизить цены.
“Ключевой вопрос, который, я думаю, необходимо решить промышленности и правительствам, – это то, как они на самом деле увеличивают мощность угольных генерирующих мощностей здесь”, – сказал The Australian генеральный директор Origin Фрэнк Калабрия.
Калабрия предупредил, что Австралия может столкнуться с ситуацией, аналогичной Великобритании, где рост оптовых цен на энергоносители привел к краху 30 розничных продавцов.
Один из таких ритейлеров в Австралии, ReAmped Energy, на этой неделе предпринял экстраординарный шаг, заявив своим 70000 клиентам, что им следует подумать о переходе к другим поставщикам.
“С учетом состояния австралийского рынка электроэнергии лучшее, что вы можете сделать, – это покинуть ReAmped Energy и найти другого розничного продавца, – заявил исполнительный директор Люк Блинко в видеообращении. – Цены растут, и они будут продолжать расти, и мы просто не хотим перекладывать такие расходы на наших клиентов”.
AI Group заявила, что “апокалиптический” рост цен на энергоносители угрожает “хаосом для промышленности и болью для домохозяйств”.
“Непосредственное давление связано с перебоями в работе старых угольных электростанций, вытекающим из этого высоким спросом на газ для производства электроэнергии и крахом среднего розничного продавца газа [Weston Energy]”, – сказала исполнительный директор AI Group Иннес Уиллокс.
“Но за этим острым давлением стоит влияние международных цен на уголь и газ, которые беспрецедентно высоки после войны России в Украине. Поскольку сегодня Европа объявляет о дальнейших шагах по отказу от российской энергии, мы можем ожидать, что международные факторы будут поддерживать высокое давление цен на энергоносители в ближайшие годы, особенно на природный газ”.
EUAA призвала газовую промышленность сделать больше, чтобы свести к минимуму ущерб, наносимый экономике.
Ричардс сказал, что газовые компании должны “сыграть значительную роль в возвращении цен на газ на уровень, который позволит выжить производству, и чтобы семьи не боялись включать обогреватель в разгар зимы”.
“Газовая промышленность не разорится, если они снизят цены, но производители разорятся, если они этого не сделают”, – сказал он.
По его словам, “глобальные события действительно оказывают значительное влияние на мировые цены на энергоносители”, но стоимость добычи ресурсов “существенно не изменилась”.
“При нынешних ценах трудно не сделать вывод, что одни наживаются на несчастье других, – сказал он. – В эти отчаянные времена могут потребоваться отчаянные меры, такие как резервирование газа и ограничение цен, чтобы сохранить отрасли, которые у нас есть, снизить давление стоимости жизни на семьи и гарантировать, что наиболее уязвимые слои общества не пострадают этой зимой”. (Герман Плиев, Energyland.info/Энергетика Украины и мира)