Вторжение РФ в Украину повлияло на стоимость энергии и безопасность. Однако газовый кризис не был порожден этой войной. По мере того, как экономика вновь открывалась после локдаунов и спрос резко увеличивался, цены неизбежно росли, приводит пресс-служба правительства Великобритании слова министра бизнеса и энергетики Кваси Квартенга, сказанные в ходе конференции Second Century London Conference.
Министр отметил, что Великобритания меньше всего из европейских стран защищена в плане зависимости от газа. “Ни одна страна в Европе не застрахована и меньше всего Великобритания. Хотя Великобритания получает очень мало газа из России, мы все уязвимы перед газовыми рынками, которые мы не в состоянии контролировать”, – сказал Квартенг.
По его словам, Великобритания уже сократила импорт российского газа на 75% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а доля импорта нефти из России сократилась вдвое, последняя отгрузка СПГ из России была 2 марта этого года. До конца этого года страна не будет больше импортировать российские виды топлива.
Министр отметил, что, несмотря на имеющееся разнообразие энергоресурсов в стране – свой газ, СПГ, ВИЭ и атомную энергетику – нужно быть готовыми к любому сценарию.
Квартенг пояснил, что Великобритания договаривается об увеличении поставок газа из Норвегии, о продлении срока службы угольных электростанций для поставки этой зимой. “Теперь угольная электростанция West Burton останется открытой этой зимой, и переговоры с двумя другими британскими угольными электростанциями продолжаются. Но мы не можем избежать того, что как изменилась геополитика, так и мы должны измениться”, – подчеркнул он.
В будущем, считает министр, следует увеличивать использование ветрогенерации. Так, в следующем месяце будут объявлены результаты 4-го раунда крупнейшего аукциона по возобновляемым источникам энергии за всю историю. Летом будут представлены варианты “кардинального реформирования нашего рынка электроэнергии”. Кроме того, будет обновлена политика планирования и устранена часть бюрократии, необходимой для запуска морских ветровых и солнечных проектов.
Частью плана по энергонезависимости станет водород. “Этим летом я запущу водородную бизнес-модель и раунд распределения нашего водородного фонда с контрактами, заключенными в 2023 году. В скором времени мы начнем переговоры с первыми проектами, поддерживающими закачку и хранение углерода. Если мы сделаем это правильно, мы достигнем нашей цели по производству водорода в 10 ГВт этого десятилетия”, – подчеркнул Квартенг.
Великобритания также обновляет свои планы по ядерной энергетике. Мы колебались по этому поводу в течение 30 лет, но теперь мы осознаем важность ядерной энергетики, потому что мы знаем, что нам нужны непрерывные, недорогие, низкоуглеродные поставки энергии для поддержки наших возобновляемых источников энергии. В следующем месяце мы будем принимать заявки на завершение ядерных проектов. Мы стремимся возродить площадки от Hartlepool до Heysham, от Wylfa и Trawsfynydd. Благодаря закону о ядерной энергии мы имеем новую модель финансирования, которая позволяет снизить стоимость каждого нового крупномасштабного проекта на 30 миллиардов фунтов стерлингов новых реакторов этого десятилетия”, – сообщил министр.
В то же время, отметил он, “мы не можем перейти к чистой, надежной и независимой энергетической системе, не продолжая использовать нефть и газ”.
“Было бы безумием поступить так, как просят некоторые из наших самых ожесточенных активистов по борьбе с изменениями климата, и остановить производство сразу. Это не только приведет к потере тысяч рабочих мест, но и без газа у нас не будет улавливания углерода и производства “голубого” водорода. Мы не собираемся потакать экстремальному климатическому лбу, но мы не закрываем глаза на реальные опасности, с которыми мы сталкиваемся из-за изменения климата”, – сказал Квартенг.
Поэтому Великобритания не отказывается от ископаемого топлива, но будет производить его дома, и поэтому в этом году планируется еще один раунд лицензирования по нефти и газу.
Кроме того, министр “после долгих раздумий попросил Британскую геологическую службу еще раз оценить знания о добыче сланцевого газа в Англии”.
“Они будут докладывать мне на следующей неделе, и я обдумаю следующие шаги. Нам всегда было ясно, что сланцевый газ может стать частью нашего будущего энергетического баланса, но мы должны руководствоваться наукой и, прежде всего, нам нужна поддержка, постоянная поддержка местных сообществ”, – подчеркнул он.
Ранее сообщалось, что Чехия планирует через пять лет развить атомную генерацию и стать энергетически независимым государством. (ЭлектроВести/Энергетика Украины и мира)