Российские угольные компании третий год подряд снова столкнулись с сокращением экспорта, сообщают “Ведомости” со ссылкой на статистику Argus.
По итогам прошлого года угольщикам удалось продать на внешние рынки 195 миллионов тонн продукции – на 17,5 миллионов тонн меньше, чем годом ранее, и на 26,2 тонн меньше показателя 2022 года. По сравнению с довоенным 2021 годом (223,4 миллионов тонн) угольный экспорт из России обвалился на 13%, а его текущие объемы стали самыми низкими за последние 6 лет. Так, в 2020 году на экспорт было вывезено 211 миллионов тонн угля, в 2019-м – 199 миллионов тонн, в 2018-м – 193 миллионов тонн.
На динамику экспортных поставок продолжают оказывать негативное влияние санкции, подчеркивают аналитики Argus: в отличие от нефти и газа, которые Европа продолжает закупать, пусть и в небольших объемах, уголь попал под тотальное эмбарго, а крупнейшие угольные компании – СУЭК и “Мечел” были внесены в санкционные списки США. Как отмечают в Argus, ситуацию усугубили проблемы на железных дорогах, которые оказались не готовы к “развороту экономики на Восток”. Нехватка локомотивов и машинистов при увеличении грузопотока поставили РЖД на грань транспортного коллапса: средняя скорость движения на сети упала ниже 35 км/ч и стала минимальной с 1991 года. Из-за пробок на железных дорогах несколько угольных компаний не смогли осуществить поставки на экспорт в соответствии с планом, рассказывали Bloomberg топ-менеджеры. Экспортные цены на уголь при этом обвалились до 7-летних минимумов. И как итог больше половины угольных компаний в России стали убыточными, а вся отрасль завершила год с отрицательным финансовым результатом: сальдированный убыток составил 81 млрд. рублей (по данным Росстата на январь-октябрь). Отрезанные санкциями от внешних рынков угольщики начали “резать” добычу. В главном угольном регионе – Кемеровской области – по итогам прошлого года она сократилась на 15,8 миллионов тонн, до 198,4 миллионов. Экспорт угля Кузбасса просел на 10%, до 102 миллионов тонн.
Спрос на уголь падает в мировом масштабе, поскольку все больше стран отказываются от него из-за “зеленой повестки”, и в 2025 году эта тенденция продолжится, отмечает аналитик Freedom Finance Владимир Чернов. Даже если РЖД решат проблемы на БАМе и Транссибе, это не сделает российский уголь рентабельнее, а экспорт продолжит сокращаться – на 3-5% в этом году, прогнозирует Чернов. Главный стратег ИК “Вектор капитал” Максим Худалов ожидает еще более глубокой просадки на экспорта – на 5-8%, или 10-15 миллионов тонн. В этом случае экспорт угля из РФ опустится до минимума с 2016 года: тогда на экспорт вывезли 163 миллионов тонн. (The Moscow Times)