Завтра должна быть опубликована новая стратегия по энергобезопасности ЕС. Несмотря на нейтральное название “Комплексный план по сокращению энергозависимости ЕС”, документ посвящен сокращению зависимости только от одного поставщика – России. Основное внимание уделено поставкам газа, поскольку он занимает 42% в импорте и 27% в потреблении этого топлива в ЕС, при этом шесть восточных стран союза полностью зависят от поставок из России.
ЕК, как и прежде, в средне долгосрочной перспективе рассчитывает на увеличение поставок газа из альтернативных источников, а также на ускоренное развитие интерконнекторов, что позволило бы свободно перемещать газ внутри ЕС. Наиболее действенной мерой в Брюсселе считают выполнение цели по снижению потребления энергии на 20% к 2020 г., или на 371 млн. т нефтяного эквивалента (в пересчете на газ – около 410 млрд. куб. м). То, что падение спроса в Европе является главной угрозой позициям российского газа, признает и “Газпром”. ЕК предлагает также “широко обсудить” возможность усложнения доступа к стратегической энергоинфраструктуре для госкомпаний “из ключевых стран-поставщиков”.
Но перечень краткосрочных мер, которые помогли бы ЕС справиться с перебоями в поставках газа уже этой зимой, невелик и сводится к увеличению запасов в хранилищах и созданию на национальном уровне планов экстренного сокращения потребления. Единственное сравнительно новое предложение – передача части запасов в ПХГ под управление ЕС или Международного энергетического агентства, то есть создание стратегического резерва. Собеседники в европейских газовых компаниях говорят, что пока ЕК официально к ним не обращалась, но неформально идея обсуждается давно и упирается, во-первых, в недостаточный объем европейских ПХГ (зимой они загружаются на 90% для обеспечения текущего потребления), а во-вторых, в отсутствие экономических стимулов для их расширения.
ЕК также беспокоит зависимость от российской нефти и особенно нефтепродуктов, хотя “она пока и не представляет немедленной угрозы”. В Брюсселе обращают внимание на “повышенную концентрацию власти” в российском нефтяном секторе и увеличение участия российских компаний в европейской нефтепереработке, что делает отрасль “подверженной политическому влиянию”.
Сейчас НПЗ в Европе владеют “Роснефть” и «ЛУКойл». В сегменте топлива для АЭС Брюссель намерен настаивать на том, чтобы каждая новая станция имела альтернативу поставкам из России.
Основной интригой энергостратегии был вопрос о создании европейского энергетического союза, главным идеологом которого выступает польский премьер Дональд Туск. Европейские компании отнеслись к идее откровенно враждебно. Но Гюнтер Эттингер, напротив, счел предложение полезным и на прошлой неделе обрушился с критикой как на энергокомпании, “которые не хотят добиваться энергоэффективности, а хотят продавать больше энергии”, так и на отдельные правительства, которые “продолжают действовать в узконациональной логике”.
В итоге в документе энергосоюзу отведена последняя глава, в которой использованы очень мягкие формулировки. На первом этапе предложено создать координационный механизм, в рамках которого страны ЕС обсуждали бы важные шаги в энергетической сфере (в том числе заключение крупных контрактов). Готовясь к заключению соглашений с третьими странами в энергетике, члены ЕС обязаны информировать об этом ЕК и прислушиваться к ее рекомендациям. Конкретных предложений по совместной закупке газа в документе нет: ЕК лишь обещает оценить, подходит ли газовой отрасли опыт Euratom по закупке ядерного топлива. В частности, будет рассмотрен вопрос о том, могут ли несколько крупных европейских покупателей газа объединиться для его совместного импорта на добровольной основе и насколько такой подход соответствует антимонопольному законодательству. (Российский Коммерсант/Энергетика Украины и стран мира)