На протяжении многих лет словосочетание “израильские технологии” воспринимается как знак качества, гарантия эффективности и внедрения в практику последних достижений научной мысли.
Небольшое государство на Среднем Востоке входит в число лидеров в области хай-тека и является родиной множества изобретений. Forbes Kazakhstan получил возможность на месте узнать, в чем секрет израильского технологического чуда. А уже скоро с его достижениями смогут познакомиться посетители павильона Израиля на Expo-2017.
Хай-тек из сельхозки
Ставку на развитие научного потенциала руководство Израильского государства делало с первых лет его существования. Причем научные институты, названия которых сегодня известны далеко за пределами страны, выросли из… сельскохозяйственных общин – кибуцев. В разное время ряды их сотрудников пополняли профессора европейских университетов, искавшие в 1930-1940 убежища от фашизма, а также ученые из стран бывшего СССР, возвращавшиеся на свою историческую родину в 1990-е. Вскоре количество перешло в качество.
Расположенный в получасе езды от Тель-Авива город Герцлия, второй по величине финансовый центр страны, носит статус промышленной зоны, но ни в нем самом, ни в его окрестностях не увидишь заводов или дымящих труб. Герцлия – промышленная зона хай-тека, в которой находятся офисы ведущих мировых вендоров.
Сегодня, рассказывает генеральный комиссар Израиля на Expo-2017 Элазар Коэн, практически в каждом крупном городе страны действует как минимум одна хай-тек-зона. Это отличительная особенность Израиля, а индустрия высоких технологий – двигатель его экономики.
– Нам удалось добиться успеха благодаря большим инвестициям в подготовку кадров. Это основа основ, то, что помогло стране войти в число мировых лидеров в области хай-тека. Мы не можем ждать, пока хай-тек-компании возникнут сами по себе; эту отрасль надо поддерживать и начинать следует с образования, – отмечает он.
В Израиле действует несколько государственных программ по продвижению стартапов, при каждом наукоемком министерстве существует должность, которая в дословном переводе с иврита означает “главный ученый”; под его началом работает департамент, сотрудники которого оценивают проекты стартапов не менее придирчиво, чем научные работы. Ежегодный бюджет различных программ поддержки оценивается примерно в $300 млн., за счет этих средств профинансировано около 1000 проектов.
– В государственных системах заняты хорошие специалисты, которые в состоянии проанализировать проекты даже на уровне идеи и оценить, какие из них имеют шанс выйти на рынок. Государство может предоставить 20-25% от суммы первоначальных затрат на разработку прототипа, но оно должно быть уверено, что от идеи до выпуска продукта пройдет не слишком много времени, – поясняет Коэн.
Заточенная на поддержку инноваций государственная политика принесла свои плоды. Из стен израильских компаний и университетов разошлись по всему миру технологии капельного орошения, “флешки” Memory Stick, мегапопулярная в свое время программа ICQ и множество других вещей, без которых трудно представить работу целых отраслей экономики и повседневный быт. Ну а без упоминания о состоявшейся в марте крупнейшей в технологическом секторе Израиля сделке, в результате которой Intel купил за $15,3 млрд. разработчика систем самоуправления для автомобилей Mobileye, за время нашего визита не обходилась, пожалуй, ни одна встреча.
Ловцы солнца
Израильские компании преуспели и в области альтернативной энергетики. В стране, не избалованной обилием полезных ископаемых, логично делать ставку на развитие других направлений, поэтому над использованием солнечной энергии здесь начали работать еще в 1970-х. И хотя в Израиле 80% производства электроэнергии до сих пор обеспечивается за счет традиционных источников, перспективы альтернативной энергетики оценивают высоко. Если потребность в энергетических ресурсах ежегодно возрастает на 2,5%, то возможности зеленой энергетики теоретически могут увеличиваться на 17,5% в год.
Сегодня в сфере возобновляемой энергетики работают 200 израильских компаний, треть из которых – стартапы. Хотя израильские технологии успешно применяются во всем мире, на Expo в Астане, по признанию Коэна, будут в первую очередь представлены те, которые могут быть задействованы в конкретных совместных проектах.
– Несмотря на то что формат выставки рассчитан на широкую публику и 85% посетителей составят местные жители, мы все же хотим выдержать экспозицию в профессиональном ракурсе, в соответствии с тематикой сделав акцент на разработках в области возобновляемых источников энергии, – говорит собеседник.
Так, свои разработки представит компания Solar Edge, которая была основана в Герцлии в 2006 г. и уже экспортирует свою продукцию на почти $500 млн. в год более чем в 100 стран мира. Акции Solar Edge котируются на NASDAQ. Компания специализируется на производстве инверторов, которые работают в тандеме с солнечными батареями. Собственно солнечными батареями, объясняет директор по международному маркетингу Дания Голан, сегодня вряд ли кого-то удивишь: это устройство в Израиле установлено на крыше буквально каждого дома. Но батареи производят постоянный ток, а инверторы от Solar Edge превращают его в переменный.
– Инвертор – это мозг системы: он может аккумулировать солнечную энергию в течение дня, чтобы люди позднее использовали ее, – рассказывает Голан.
По ее словам, до появления разработки Solar Edge на рынке существовал лишь один вид инверторов, который имел недостатки. В частности, объем энергии, которую он мог произвести, был ограничен возможностями самой слабой батареи.
– Мы перераспределили потоки, разделили их и подсоединили электронную систему к каждой батарее, чтобы получить максимальную выработку энергии. Поскольку каждая батарея функционирует автономно, мы можем располагать их под разным углом по отношению к солнечному свету на всей поверхности крыши, независимо от того, окажутся ли они на солнце или в тени. В устаревших системах приходилось размещать весь массив солнечных батарей под одинаковым углом по отношению к солнцу, на этом терялась эффективность, – говорит собеседница.
В 2010, когда Solar Edge только начинала выпуск продукции, ее доля на рынке была нулевой. Сегодня офисы компании работают в 16 странах, а поставкой продукции на зарубежные рынки занимаются 240 дистрибуторов. Поскольку Израиль – маленькая страна, объемы внутреннего рынка которой несравнимы ни с Европой, ни с США, большая часть продукции идет на экспорт, хотя на домашнем рынке компания довела свою долю до 50%. Инверторы, произведенные Solar Edge, можно применять и в промышленности, и в частном секторе. С учетом того что киловатт электроэнергии обходится израильтянам в 0,5 шекеля (примерно $0,13), система может окупиться за семь лет.
По признанию Голан, цена на их продукцию выше, чем у конкурентов, но для многих клиентов плюсы технологии оправдывают затраты.
– Наша система позволяет экономить на покупке дополнительных кабелей. Для частного дома это не критично, но в случае с коммерческими зданиями выходит серьезная экономия. Покупателей привлекает и то, что гарантия дается на 25, а по отдельным частям – на 12 лет. Кроме того, специально разработанная система мониторинга отслеживает работу каждой батареи, это позволяет устранить неполадки на ранней стадии, а значит, за счет более низких затрат, чем в случае с устройствами других компаний. В итоге и эксплуатация обходится дешевле, – комментирует она.
Закон сохранения
Еще одна компания – Brenmiller Energy – была создана в 2012 г. в городе Димоне, в середине 1950-х заложенном в пустыне Негев как поселение для работников, занятых на производстве фосфатов в районе Мертвого моря. Превратить пустыню в цветущий сад решил еще первый премьер-министр, один из отцов-основателей Израиля Давид Бен-Гурион, намереваясь таким образом показать всему миру, на что способна его страна. Сегодня руководство Израиля проводит политику развития населенных пунктов, расположенных на территории Негева. Применительно к местным реалиям это означает прежде всего создание инфраструктуры, связывающей их с центром страны, и создание рабочих мест, в том числе в инновационном секторе.
– Цель нашей компании заключается в том, чтобы научиться не просто получать энергию, но сохранять ее, делать чистой и доступной по цене. Технология Brenmiller Energy позволяет использовать в качестве источника энергии не только солнце, но и, например, биомассу, аккумулировать полученную энергию и использовать ее по мере необходимости. Такие технологии актуальны, в частности, для гостиниц. В определенное время утром и вечером все постояльцы хотят принять душ, и их надо обеспечить горячей водой даже в пик нагрузки. Такая технология хорошо подходит для труднодоступных районов, где может стать альтернативой дизельным генераторам. В Африке, например, есть районы, где солярку для генераторов разворовывают раньше, чем она попадет к месту назначения, – говорит вице-президент по развитию бизнеса Гидеон Шарир.
На территории офиса компании установлена система, позволяющая в действии увидеть все этапы процесса производства и сохранения энергии. Солнечные лучи попадают на систему зеркал, которые вращаются вокруг своей оси, следуя за светилом. В трубу, расположенную на зеркалах, поступает холодная вода. Под действием солнца вода нагревается до 500 градусов, и ее в зависимости от потребностей можно отправлять либо в турбину – для производства электроэнергии, либо в систему аккумуляции, основой которой служит цементная среда, отличающаяся высокими показателями теплоемкости.
Представители Brenmiller Energy отмечают экологичность системы. Зеркала с проходящими по их поверхности трубками-приемниками установлены на высоте 60 см. Конструкция, устроенная по принципу “летящего поля”, не задевает почву, не создает помех для выращивания сельхозкультур и не вредит местной фауне. Система проста в использовании: контроль за работой установок ведется в удаленном режиме, выезд специалистов на место требуется лишь в случае серьезных неполадок. Срок окупаемости составляет примерно три-четыре года, правда, технология подходит лишь для достаточно крупных проектов.
Техническую разработку завершили год назад, в конце 2017 г. Brenmiller Energy начнет работу над большим проектом стоимостью $100 млн. и объемом 1,5 МВт в Израиле. На следующий год запланирована реализация британского проекта объемом 10 МВт, в котором будут использоваться и солнечная энергия, и природный газ, и биомасса.
Успех развития возобновляемых источников энергии в отдельно взятых странах, уверены в Израиле, зависит не от климатических условий, а от политической воли. Государственная политика стимулирует внедрение технологий за счет механизмов регулирования, как это было, например, в Германии, где задались целью к 2020 довести долю энергии, получаемой из альтернативных источников, до 20%, а также на 20% снизить уровень выбросов парниковых газов и общие энергозатраты.
– В любом случае, последнее слово должно оставаться за правительством. Политика, направленная на развитие альтернативной энергетики, создает рынок рабочих мест в новой индустрии, – считает Элазар Коэн. (Анна Шатерникова, Forbes Kazakhstan/Энергетика Украины и мира)