Среди ключевых событий лета – Международная специализированная выставка “Астана ЭКСПО-2017”, посвященная теме “Энергия будущего”. Проведение ее совпало с юбилеем столицы Казахстана. В этом году самый быстрорастущий город Евразии отмечает 20-летие с того момента, как возложил но себя груз столичных полномочий.
Казахская столица достойно подготовилась к тому, чтобы первой на постсоветском пространстве принять “дочку” прославленной Всемирной выставки, проходящей раз в пять лет. Впервые она была устроена в 1851 году в Лондоне, а последняя “ЭКСПО” состоялась в 2015 году в Милане. В промежутках между EXPO WORLD проводятся специализированные выставки по актуальной проблематике. В этот раз в фокусе – энергетика будущего, максимально безопасная для человечества и природы.
Немного цифр. Для “Астана ЭКСПО-2017” на 174 гектарах возведен целый городок, включивший в себя 36 объектов. В зоне международных павильонов – 14 зданий для экспозиций разных стран. Инфраструктуру выставки поддерживает технология “умный город”, позволяющая сократить потребление электроэнергии.
В целом в “ЭКСПО-2017” участвуют 115 государств, представляющие практически всю планету, и 22 международные организации, в том числе под эгидой ООН. В подготовку престижной выставки Казахстан вложил свыше 1,3 млрд. долларов. Однако затраты оправданы: в городе были реализованы инвестиционные проекты на сумму $793 млн., включая $275 млн. в развитие инфраструктуры, и созданы более 5 тыс. рабочих мест. Власти Астаны ожидают на выставке минимум 2 млн. туристов, что позволит загрузить 230 гостиниц и хостелов. Возможно, проект превзойдет ожидания: на конец июля число посетителей “ЭКСПО-2017” составило около 1,8 млн., а впереди еще более месяца работы – до 10 сентября.
Среди почетных гостей были не только президенты Казахстана, России, Германии, но и знаменитая “ЭКСПО-бабушка” – 80-летняя японка Томийо Ямаду. Впервые она попала на Всемирную выставку в Осаке-1970 как волонтер и с тех пор ездит на каждую, отсюда и прозвище. Получив письмо Ямаду, президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев назначил ее официальным послом “ЭКСПО-2017”. Еще один нестандартный посетитель – немецкий путешественник Фолькер Штюве. Он прибыл в Астану на велосипеде, преодолев 5 тыс. километров за 40 дней: из Берлина через Варшаву, Минск, Москву, Челябинск и Костанай…
Казахстан вообще нацелен на развитие туризма, причем разных видов: этнографического, охотничье-трофейного, спортивного, а также автотуризма и караванинга. К слову, в начале 2017 г. республика вошла в перечень наиболее интересных для путешествий мест на планете по рейтингу издания The New York Times. Казахстан занял в списке 26-ю строчку благодаря “ЭКСПО-2017”, но значим и горный массив Тянь-Шань, отчасти расположенный на территории страны и недавно включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Всего в рейтинге 52 государства, причем в этом ряду Казахстан – единственная из стран Центральной Азии и постсоветского пространства.
Образ нашей планеты, хрупкой и одновременно прочной, отчетливо доносит ядро выставочного комплекса “ЭКСПО-2017” – “Нур Алем”, Национальный павильон Казахстана. Сегодня это крупнейшее в мире сферическое здание диаметром 80 метров. Благодаря стометровой высоте этот сияющий днем и ночью шар из стекла и бетона виден издалека. Футуристический облик здания, диковинный даже на фоне сверхсовременной архитектуры Астаны, словно принял эстафету от Хрустального дворца в Лондоне – первого павильона, созданного специально к Всемирной выставке.
По примеру мировых столиц, символами которых стали постройки для всемирных выставок, как Эйфелева башня в Париже или “Атомиум” в Брюсселе, в Астане намерены и по завершении “ЭКСПО-2017” активно использовать ее инфраструктуру. Здесь развернет работу Международный финансовый центр, будет создан также Международный центр по развитию “зеленых технологий” и инвестиций.
“Нур Алем” стал образцовым проектом, основанным на применении передовых “зеленых технологий” – тех самых, о которых идет речь на “ЭКСПО-2017”. При строительстве павильона использованы, например, прочные двухслойные стекла — они обеспечивают тепло- и звукоизоляцию. Изнутри сферу опоясала многоярусная основная экспозиция, отражающая как привычные отрасли энергетики, так и поиски альтернативных энергоресурсов.
Солнце, вода, ветер, даже магма земли – все движущие силы природы зримо присутствуют в башне. Кураторы придумали увлекательную интерактивную демонстрацию всевозможных источников энергии и способов ее преобразования. Недаром сюда приходят целыми семьями: и стар и млад найдет массу интересного. Всюду множество детей, ведь здесь можно прикоснуться к электричеству, посостязаться в велосипедных гонках по виртуальной трассе, измерить силу ветра или взрастить в анимационном лесу собственное деревце. “Нур Алем” завоевал пальму первенства по посещаемости среди всех павильонов ЭКСПО.
Не оставит он равнодушными и взрослых: всем любопытно увидеть “танцующий” воздушный фонтан, пройти по стеклянному мосту на верхнем этаже и оглядеть со смотровой площадки мегаполис. Здесь он являет свой истинный масштаб. Астана, выросшая в степи на бывшей окраине Акмолинска, в советское время переименованного в Целиноград, – самая грандиозная стройка страны, по территории занимающей 9-е место в мире. На идеально ровной поверхности степной земли, словно свечи или диковинные растения, вонзаются в небо гигантские здания – и 30, и 50 этажей здесь не диво. Поиски “энергии будущего” выразительно оттеняет образ города, растущего на глазах и уже сегодня ставшего воплощением этого будущего.
Национальный павильон вобрал в себя и мини-музей истории Казахстана. Рядом с атрибутами традиционной культуры страны, такой молодой и в то же время древней, старинными музыкальными инструментами и произведениями народных ремесел – очень эффектны макеты необычных зданий, украсивших Астану. В отличие от большинства столиц, она строилась по генеральному плану. В его основу легли эскизы известного японского зодчего Кисе Курокава, победившего на конкурсе с участием представителей стран Азии, Европы, Америки и Австралии. “В мировой истории переноса столиц опыт Астаны можно считать классическим примером рационального и эффективного подхода к решению проблемы”, – подчеркивают в мэрии. С самого начала проектировщики ориентировались на достижения современной архитектурно-градостроительной мысли, требования и стандарты ХХI века.
Среди мастеров современной архитектуры, вписавших свое имя в каменную летопись Астаны, британец Норман Фостер. Он автор проекта гигантской серебристой юрты – торгового центра “Хан Шатыр”, а также Дворца мира и согласия и Библиотеки Первого президента. В творениях выдающегося британского зодчего и многих его коллег переплелись черты Востока и Запада, превращая архитектуру Астаны в дерзкий и вместе с тем гармоничный парад всех мыслимых ныне стилей. Такой пример может стать поучительным образцом и для других мегаполисов, в том числе для новых кварталов Москвы, особенно в свете грядущей реновации.
Но вернемся на ЭКСПО к иным посланникам будущего – авторам удивительной выставки “Artists & Robots”. С помощью компьютера, рисующих автоматов, 3D-принтера французские художники создают как утилитарные предметы, восхищающие затейливостью и совершенством форм, так и грандиозные инсталляции, способные изменить окружающий мир. В этом павильоне возникают ассоциации с Венецианской биеннале, лишь усиливаясь за пределами выставочного городка: экспозиции самого разного толка рассыпаны по всей Астане. Совершенно уникальное пространство возникло на центральном бульваре Нуржол – он отдан современному искусству. Astana Art Fest уже три года собирает вместе архитекторов, дизайнеров, художников, музыкантов, артистов, литераторов, в том числе “звездных”, из Казахстана и зарубежья, от российского Дальнего Востока до Испании и США. Башни из лозы, инсталляция из сотни скульптур под флагами разных стран, хитроумные детские площадки, а также три фонтана, в гранитных чашах которых плавают бутылки из пластика – тревожное напоминание о загрязнении природной среды человеком… В этот раз основная тема фестиваля – “Nomad Energy”, энергия кочевников. В этом разговоре о преобразующей силе пространства, окружающего человека, доминирует тревожный мотив экологии, созвучный “ЭКСПО”.
В Национальном музее Казахстана, напоминающем горные отроги, — торжество мультикультурализма. Здесь отличная коллекция этнических костюмов, вышивки, старинной утвари, а дальше – выставка Николая Рериха из его музея в Нью-Йорке, привезенные из частных коллекций США картины русских мастеров Серебряного века и авангарда. Эрмитаж прислал сюда великолепную экспозицию оружия и доспехов из своего собрания – от средневековой Европы до Индии и самурайской Японии. Но всего выразительнее – акцент современного искусства на пересечении различных зон экспозиции. Невозможно пройти мимо бронзового космонавта в серебристом алюминиевом скафандре и с босыми ступнями, “усаженного” на венский стул. Раскинутые руки выдают затаенную энергию… Эта парадоксальная работа – “ХХ век”, шедевр классика казахской скульптуры Еркина Мергенова, чье наследие хранится и в московской Третьяковке, – настоящий символ современной Астаны, органично соединяющей древние традиции с высокими технологиями. (Елена Широян, Trud.ru/Энергетика Украины и мира)