Директор Научно-технического центра “Психея” Сергей Сапегин заявляет, что формула ценообразования на уголь для производства электроэнергии, известная как “Роттердам+”, является промежуточным решением между отсутствием рынка и рыночными механизмами ценообразования.
При этом в 2016-2017 гг. она была выгодной для украинского потребителя, поскольку базовая европейская цена на уголь была ниже, чем цена на внутреннем рынке.
Эксперт отметил, что до внедрения формулы в Украине рыночные механизмы ценообразования на рынке угля не работали. “Когда нет рынка, это (формула) единственный механизм, который может определять цену. И, кстати, он прозрачный, этот механизм. Потому что в основу формулы заложены европейские котировки агентств, которые известны и почти прозрачные. Эта формула позволяла увидеть, какой будет цена на уголь, и предприятиям инвестировать в свое развитие и планировать свою деятельность”, – подчеркнул Сапегин.
По его словам, формула будет работать до полноценного внедрения биржевых механизмов на рынке угля.
“Как только заработают у нас биржевые механизмы ценообразования, как только у нас заработает рынок, то формула отойдет сама собой. То есть, формула – это переходный механизм между отсутствием рынка и обычными рыночными механизмами ценообразования”, – отметил он.
Сапегин считает появление формулы необходимым для работы экономики.
“В формуле “Роттердам+” альтернатива не в том, платить или не платить, и сколько платить, а в том, будет уголь или не будет при том или ином ценообразовании. Потому что когда эту формулу принимали, добыча собственного угля в Украине сократилась почти вдвое. И поэтому стоял вопрос, как сделать так, чтобы Украина была с балансом угля, чтобы было тепло и чтобы была электрическая энергия”, – сказал директор научно-технического центра.
“В Украине внутреннее ценообразование отсутствует. Когда нет рынка, не к чему привязываться. Тот механизм, который был, “затраты плюс”, как раз нес ту коррупционную составляющую, когда в Минэнерго ходоки чемоданами несли свои, скажем, аргументы для того, чтобы формировать ту или иную цену. А себестоимость на различных шахтах составляет от нескольких сот гривен за тонну угля до почти 10000 грн./т”, – добавил аналитик.
По его словам, усреднение по формуле с привязкой к европейским котировкам выгодно украинскому потребителю на растущем рынке.
“В этот период, 2016-2017 год, как раз мировые рынки росли. Получалось так, что украинский рынок, украинский потребитель угля получал цены после усреднения европейским ценам, которые были ниже, чем текущие. То есть, эта формула была очень выигрышная для украинского потребителя и украинской экономики”, – подчеркнул Сапегин.
Он ожидает, что уже в ближайшее время в Украине заработает рынок электрической энергии и рынок угля.
“Но здесь, к сожалению, мы не можем прогнозировать, как будет работать наш регулятор. Потому что у нас нет сейчас кворума в регуляторе, НКРЭКУ. Я думаю, что это сейчас не главный вопрос для прогнозов”, – резюмировал он.
В марте 2016 года НКРЭКУ утвердила новую методику определения оптовой рыночной цены на электроэнергию. Согласно этой методике, стоимость угля в производстве угольно-тепловой генерации считается по формуле “стоимость угля в порту Роттердам + стоимость его доставки в Украину”. На этом основании формула получила название “Роттердам+”. (Reform.energy/Энергетика Украины и мира)