С 1 марта украинский газовый рынок заработал в совершенно новых условиях. В этот день все игроки перешли на суточное балансирование газа, которое подразумевает согласование номинаций и учет поставок газа в электронном режиме не по итогам месяца, как было раньше, а каждый день.
До последнего момента не было гарантий, что этот процесс будет запущен именно 1 марта. Несмотря на заверения оператора магистральных газопроводов – компании “Укртрансгаз” – в полной готовности к работе в новом режиме, участники рынка (прежде всего, газовые трейдеры) сомневались, что объявленный официально срок будет выдержан.
Основная причина таких сомнений была связана с повышенными рисками для стабильных поставок газа потребителям в отопительный сезон, когда спрос на энергоресурс особенно велик. Продавцы ресурса и его покупатели сейчас активно заключают сделки, оформляя значительное количество номинаций. Тогда как процесс суточного балансирования пока не отлажен достаточно надежно, а любой сбой чреват остановкой или нарушением сроков поставок, непредвиденными накладными расходами. Поэтому опрошенные Mind трейдеры полагают, что логичнее было начинать переход на работу в новых условиях с 1 мая, при меньшем количестве обрабатываемой информации, а до этого момента все задействованные стороны могли тестировать систему, выявляя возможные проблемы и исправляя их.
Не способствовал внедрению новшеств на газовом рынке и конфликт, где с одной стороны выступали “Нафтогаз” и “Укртрансгаз”, а с другой – газораспределительные компании (облгазы) и Национальная комиссия, регулирующая рынок энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ). Они спорили о готовности рынка к суточному балансированию, роли облгазов в либерализации газовой торговли, возможных злоупотреблениях и адекватности правил Кодекса ГТС.
Многие проблемы в этом громком противостоянии остались не урегулированы. Тем не менее, с 1 марта украинский газовый рынок уже “в сутках” – он принял этот вызов, который откладывался несколько раз с 2017 года из-за технических и организационных трудностей, а порой и политических факторов, которые неизбежно сопровождают реформу энергосектора в Украине. “Жесткое испытание саботажем и искусственной перегрузкой”, – так описал первый день работы в новых условиях предправления “Нафтогаза” Андрей Коболев.
Каковы первые впечатления у газовых трейдеров? Чтобы узнать это, Mind опросил 20 участников рынка. Они поделились свежими выводами о том, как складывался их бизнес в три дебютных дня работы суточного балансирования и какие за это время проявились проблемы, требующие решения.
“Почти круглосуточный формат работы”
Несмотря на то, что “Укртрансгаз” должен подтверждать номинации, которые подают трейдеры, до 17:00, по факту в прошедшие три дня это зачастую происходило ближе к 20:00, а торговое уведомление поступало трейдерам к 7:00 следующего утра. Возникали ситуации, когда “Укртрансгаз” подтверждал номинации, но потом они возвращались в системе на статус проверки. Это могло быть связано с “жестким саботажем”, о котором упоминал Андрей Коболев. В таких условиях бизнес на торговле газом переходит в “почти круглосуточный формат работы”, как выразился один из собеседников Mind. “Каждый день надо не просто подтверждать номинации, но и отслеживать их в системе. Вдруг не пройдет какое-то подтверждение? Мы теперь должны семь дней в неделю, без выходных, все контролировать”, – отметил он.
Ситуация оказалась проще для трейдеров, которые поднимали собственный газ из подземных газохранилищ, а не вынуждены были приобретать его по ходу у какого-то поставщика. Когда в прошедшие три дня заключались новые договора на поставку, могли возникать проблемы в электронном документообороте из-за отсутствия необходимых ссылок в системе. В результате связанные номинации не подтверждались, и это требовало оперативной реакции всех участников сделки. Ведь если раньше номинация обрабатывалась “в лучшем случае два дня”, то теперь – только одни сутки.
“Увеличивается вероятность роста цен на газ”
Хотя рынок заработал в условиях суточного балансирования, его участники не обладают достаточным опытом в прогнозировании оптимальных объемов купли-продажи изо дня в день, чтоб не попасть под штрафные санкции “Укртрансгаза” и избежать непредвиденных расходов. Например, добывающие компании традиционно продавали свой месячный ресурс, распределяя его объем на каждый день месяца. Как они будут дальше формировать свою стратегию ценообразования – пока не известно.
“Одно дело, когда составил номинацию на месяц. Но теперь это надо делать каждый день. Значит, возникают дополнительные трудозатраты, риски, поэтому увеличивается вероятность рост цен на газ”, – спрогнозировал один из трейдеров. Другой собеседник Mind видит альтернативным для себя вариантом “повышение планки минимально допустимых объемов поставок”. Крупные клиенты становятся все более желанными участниками сделок, а трейдеры готовы предлагать для них свой ресурс по более выгодным ценам из-за сравнительно низких административных расходов.
“В любом случае ты попадаешь”
Небаланс у трейдера появляется тогда, когда при поставках потребителю нарушается выполнение лимита, заявленного в номинации. Этот небаланс должен закрываться исходя из базовой цены, которую определяют “Укртрансгаз” с “Нафтогазом”, но формула ее не раскрывается. “В этой формуле явно присутствует эмоциональная составляющая”, – пошутил в беседе с Mind один из участников рынка.
В условиях суточного балансирования, если у трейдера в номинации по итогу дня остался излишек – нереализованный объем ресурса, то “Укртрансгаз” автоматически выкупает его по заниженной цене, которая рассчитывается как “базовая цена минус 10%”. Если же у трейдера возникает дефицит газа (клиент потребил больше, чем подтверждено в номинации), то “Укртрансгаз” автоматически продает недостающий объем по завышенной стоимости “базовая цена плюс 10%”.
“Получаем ситуацию, когда сегодня у тебя небаланс может быть в плюсе, а завтра – в минусе. Но в разрезе месяца они не взаимоучитываются. Сегодня мои излишки купили по низкой цене, а завтра продали для меня недостающие объемы газа по завышенной цене. По итогам месяца “Укртрансгаз” выставляет сумму небаланса, которую трейдеру надо заплатить. То есть в любом случае ты попадаешь”, – возмущен собеседник Mind.
“Путь наш во мраке”
В таких условиях, которые регламентированы Кодексом ГТС, значительно возрастают операционные риски. Например, у покупателя может возникнуть непредвиденная аварийная остановка оборудования, которая повлечет десятикратный рост потребления газа. Это сразу же создает небаланс в системе и увеличивает расходы для поставщика.
“На данный момент мы не можем заблаговременно учитывать подобные обстоятельства. Мы продаем газ по фиксированной контрактной цене. И тут две возможности: либо мы должны выставлять новую цену предприятию после суточной поставки, либо можно попытаться урегулировать непредвиденные штрафные санкции по небалансу, если с предприятием нормальные отношения”, – говорит один из участников рынка.
Но упомянутые варианты не снимают вопросов, требующих правового решения. Конечный потребитель может отказаться от урегулирования неожиданных обстоятельств, не предусмотренных договором поставки. А если он, возмущенный таким подходом, пожалуется в НКРЭКУ, то это сулит трейдеру большие проблемы с госрегулятором.
Остается открытым вопрос и о налоговом учете небалансов газа, который должна разъяснить Фискальная служба.
“В прошедшие три дня начали проявляться только первые проблемы. Система время от времени “падает” – она обрабатывает колоссальный массив данных. По ходу “Укртрансгаз” все рихтует и убирает баги – это нормальный процесс. Думаю, по суточным номинациям недели достаточно, чтобы рынок понял, на каком свете находится. А когда закончится месяц, посмотрим, что будет с налоговыми накладными”, – так владелец одного энерготрейдера описал в беседе с Mind ситуацию на украинском газовом рынке и свои ожидания, связанные с ее ближайшими перспективами. “Мы идем в нужном направлении, но довольно тяжелым путем, словно в болоте по колено, и не знаем, что впереди. Самое главное, чтобы все сейчас шли друг другу навстречу, не отключали газ потребителям”, – подытожил он. (Mind/Энергетика Украины и мира)