Рынок авиакеросина продолжает трясти. В начале января импортеры столкнулись с трудностями при оформлении векселей для растаможки топлива по номинальной ставке акциза.
Сюрпризы начались уже 1 января, когда по понятным причинам оформить вексели было нельзя. Но основные проблемы появились при попытках погашения векселей. Сначала в этот капкан угодила “Укртатнафта”, затем – “Белорусская нефтяная компания”. Обоим участникам рынка пришлось идти на крайние меры, чтобы в ГФС “проснулись”. Импортеры по меньшей мере с ужасом ожидают своей очереди.
С 1 января 2019 г. в Украине заработал новый порядок импорта авиационного топлива. Изменения в Налоговый кодекс были введены для борьбы с нецелевым использованием авиакеросина, масштабы которого выросли до внушительных размеров, увеличивая недоимку бюджета. По оценкам “Консалтинговой группы А-95”, в 2017-2018 годах мимо конечных потребителей прошло 335 тыс. т керосина, что нанесло убытки госказне в размере 1,5 млрд. грн.
Чтобы пресечь эту практику, импортер авиатоплива должен выдать налоговый вексель, а впоследствии погасить его в ГФС, представив документы о целевом использовании горючего. В противном случае акцизный сбор будет начислен по ставке 210 евро/1000 л или в десять раз больше, чем номинал.
Несмотря на то, что у ГФС и импортеров было время проработать новый порядок, который был опубликован в начале декабря, проблемы начались сразу же.
Первые блины
Дебютные попытки погашения векселей натолкнулись на неведомые преграды. В процессе разблокирования процесса погашения векселей приняли участие даже пассажиры авиалиний, просидевшие несколько часов 29 января в аэропорту “Борисполь” из-за задержки рейсов авиакомпании МАУ – основного клиента “Укртатнафты”. Это заставило обратить внимание на проблему глав Кабмина и Минфина, после чего офис крупных плательщиков налогов ГФС начал погашать векселя, выданные в первых числах января.
“Где нам было взять вексель 1 января, когда у всех выходной? Мы оформили эти бумаги в первый же рабочий день 3 января, но у ГФС сразу же появились вопросы”, – описывает происшедшее представитель “Укртатнафты”, попросивший остаться неназванным.
Если обобщить жалобы участников рынка, первая проблема заключается в погашении таможенных векселей трейдеров, которые импортируют топливо, но не осуществляют непосредственно заправку самолетов. Этим занимаются лицензированные операторы, которые выдают специальный сертификат о заправке самолета с указанием всех реквизитов судна, рейса и т.д. Но ГФС требует эти сертификаты от импортеров, которые их физически не могут выдать.
“На сайте ГФС прямо сказано, что подтверждением целевого использования РТ являются как заправки (подтверждающие это документы. – ek) в воздушные суда субъектами хозяйствования, осуществляющих авиатопливообеспечение как собственного топлива, так и топлива, которое принадлежит другим субъектам хозяйствования. Но фискалы отказываются принимать сертификаты специализированных компаний”, – негодует руководитель бункеровочной компании в Борисполе.
Между тем услугами таких операторов в аэропортах пользуется подавляющее число импортеров, в том числе компания Socar, у которой их несколько.
“На сегодняшний момент не совсем понятно, как будет решен вопрос с наличием специальных сертификатов, которые трейдеры, в отличие от компаний, занимающихся собственно авиазаправкой, никогда не оформляли, но на которые, согласно изменениям в Налоговом кодексе, теперь обязаны ссылаться при погашении таможенного векселя”, – отмечают в Socar на вопрос enkorr, выражая надежду на скорое разрешение проблемы.
Эта же неразбериха заставила на несколько дней остановить поставки “Белорусскую нефтяную компанию” в начале марта, которая решила погасить векселя следом за “Укртатнафтой”. Партнером белорусов выступает спецоператор Baltic Ground Service (BGS), заправляющий непосредственно “в крыло”.
По имеющимся данным, ГФС высказала “БНК-Украина” претензии к порядку заправки авиатопливом с привлечением сторонних компаний без перехода права собственности на авиатопливо, отказавшись погашать векселя.
Насколько известно, конфликт был исчерпан при посредничестве Нефтегазовой ассоциации Украины (НАУ).
“После проверки документов, подтверждающих целевое использование авиатоплива, Государственная фискальная служба погасила первые векселя компании “БНК Украина” и выразила надежду, что этот опыт ГФС “применит и к другим компаниям-импортерам, что, в свою очередь, обеспечит бесперебойное снабжение аэропортов”, – говорится в заявлении НАУ.
Теперь погашения векселей, по данным enkorr, ожидают другие импортеры.
“Все очень долго. Наши документы проверяют уже две недели, сверяют данные из накладных с рейсами на сайтах в Интернете”, – жалуется поставщик авиатоплива в столичные аэропорты.
Второй проблемой, по данным трейдеров, являются проволочки при оформлении налоговых векселей. Это приводит к ненужным потерям из-за колебаний валютного курса и простоя вагонов. С этим столкнулась компания Glusco.
“В первую очередь, проблема касается изменения курса евро со дня оформления векселя и на момент растаможивания топлива. Поэтому необходимо рассчитывать сумму налогов наперед и закладывать от 40 коп. до 1 грн., в случае увеличения курса. Во-вторых, оформление векселя занимает один полный рабочий день и если компания платит за простой, это, в свою очередь, увеличивает себестоимость продукта”, – рассказали в компании.
Участники рынка рассчитывают, что ГФС будет рассматривать вопросы с погашением векселей оперативно, поскольку задержки ведут к замораживанию больших сумм в банках, что также влияет на себестоимость топлива. Между тем нельзя не отметить и тот факт, что поставки “левого” керосина остановились. В южных регионах еще можно встретить “заманчивые” предложения дизтоплива, но спад виден невооруженным взглядом. Одновременно трейдеры отмечают начало “выпуска” ДТ с обильным добавлением индустриальных масел. Свято место пусто не бывает, хотя полностью восполнить поставки “керодизеля” новый продукт не сможет. (Максим Скалько, Enkor/Энергетика Украины и мира)