Сегодня президент может воздействовать на коммунальные тарифы только через Нацкомиссию по регулированию в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), но она влияет на стоимость отопления для населения только в 21 городе.
Громкое заседание
Офис президента Владимира Зеленского опубликовал ролик о совещании, на котором рассматривался вопрос снижения тарифов на отопление и горячую воду. Если выбрать из этого 5,5-минутного видео самое главное, то содержание таково. Премьер-министр Алексей Гончарук на этом совещании докладывает, что цены на газ для населения снизились, но на отопление – нет. Поэтому он предлагает президенту подать в Верховную Раду как безотлагательный “короткий” законопроект, и после его принятия счета за отопление для некоторых украинцев снизятся на 50% уже “следующей зимой”, а для кого-то – позднее. Проблему быстрого снижения тарифов можно решить только принятием этого закона и никак иначе, считает Гончарук, поскольку тарифы на отопление, согласно действующему законодательству, уже установлены в январе 2019 г., и они будут действовать до конца этого отопительного сезона.
В свою очередь замглавы Офиса президента Юлия Ковалив напомнила, что “у нас есть нормальный регулятор” (имеется в виду НКРЭКУ), и перерасчет тарифов входит в компетенцию этого органа. Правда, Ковалив отметила, что в Нацкомиссии еще никто не видел содержания предлагаемого президенту законопроекта, и лично она сомневается, что он приведен к снижению тарифов. Гончарук возразил, что снижение тарифов было предвыборным обещанием Зеленского, поэтому именно президент должен подать в Раду соответствующий законопроект. “Мы все посчитали, и считаем, что это реально приведет к снижению тарифов”, – сказал премьер.
При этому он уточнил, что поскольку в тарифе на отопление около 80% занимает стоимость газа, то тарифы могут быть снижены на 10-15%, или на 80-130 грн. уже этой зимой.
Ковалив предложила еще во всем разобраться, а потом уже прийти к президенту с решением. Но Зеленский, слегка постучав по столу рукой, потребовал: “В декабре люди должны получить платежки, и там должно быть снижение”.
Примечательно, что свои заверения снизить тарифы Зеленский и министры трактуют вольно: цены сравниваются не с летом, когда было дано обещание, а с аналогичным периодом прошлого года. Это дает возможность Гончаруку даже заявлять, что благодаря работе правительства тарифы на газ удалось уменьшить, хотя если подумать – за него всю работу сделал рынок: в этом году газовые котировки на европейских хабах падали заметно.
Законом по ценам
Даже если посмотреть этот ролик, понять, какой именно механизм в “коротком” законопроекте предлагает правительство Гончарука задействовать для снижения тарифов, нельзя. Вероятнее всего, речь идет о законе “О жилищно-коммунальных услугах”, который был принят в ноябре 2017 г., но в полном объеме стал действовать с 1 мая 2019 г. Этот документ меняет принципы отношений в процессе предоставления и потребления жилищно-коммунальных услуг, вносит изменения в организацию предоставления услуг, подходы в начисление платы за них. Простыми словами, разграничиваются полномочия органов власти, согласно которым установление тарифов на комуслуги отводится местному самоуправлению.
Сложная игра на понижение
Позднее Офис президента распространил видео, на котором Зеленский пообещал снизить тарифы на тепло почти наполовину, но – следующей зимой. “Это будет действительно отдельная программа. Готовим этапы, что будет сделано, какие средства будут выделены. Это точно будет не за ваши деньги”, – пообещал Зеленский украинцам.
Однако на данный момент попытки президента добиться снижения тарифов на услуги по поставкам тепла уже по итогам декабря выглядят маловероятными.
Председатель комитета по вопросам ЖКУ, благоустройства, экологии и охраны окружающей среды Общественного совета при Киевгорадминистрации Олег Попенко пояснил, что лишь 5-10% компаний, поставляющих тепло в дома украинцев, согласовывают тарифы на эти услуги в НКРЭКУ. Все остальные компании – поставщики тепла утверждают тарифы в органах местного самоуправления, и правительство не имеет прямого рычага воздействия на эти компании, которые находятся или в коммунальной, или в частной собственности.
На сайте НКРЭКУ есть список из 26 компаний в 21 городе, которым комиссия уже установила тариф на отопление. Как правило, это одна-две компании на областной центр или крупный город. Например, НКРЭКУ установило для теплокоммунэнерго в Винницкий области тариф только для КП Винницкого горсовета “Вінницяміськтеплоенерго”, в Донецкой – для ООО “Краматорськтеплоенерго”, в Киевской – для КП “Броваритепловодоенергія” и “Білоцерківтепломережа”.
А сейчас компании, согласовывающие тарифы с местными властями, сами решают, что именно заложить в тариф на услуги: кто-то – повышенную амортизацию, кто-то – более высокую инвестиционную составляющую, и достоверность этих трат НКРЭКУ не проверяет, они легализуются местными властями. “Поэтому заявления участников совещания, что у них есть НКРЭКУ и они смогут все решить – нонсенс. Механизмов в краткосрочном периоде у них нет”, – считает Попенко.
Эксперт отметил, что власти могут попытаться снизить тарифы на тепло и горячую воду, задействовав для этого дешевый газ, накопленный в хранилищах на эту зиму, и отвязав цену на этот газ от текущей рыночной цены.
Кстати, исходя из структуры стоимости указанных комуслуг, чтобы отопление и горячая вода для населения снизились в цене на 10-15%, как говорил на совещании у Зеленского премьер-министр, газ должен подешеветь на 15-20%…
При этом нужно, чтобы тарифы на услуги котельных, которые будут использовать этот дешевый газ, устанавливали не местные власти, а НКРЭКУ. Однако насколько возможно это сделать в разгар отопительного сезона – непонятно.
Кроме того, для самого понижения тарифов на голубое топливо нужно заручиться согласием НАК “Нафтогаз Украины”, которая является распорядителем накопленного на зиму газа, – именно эта компания тратила летом ресурс на закупку газа, и пока неизвестно, готова ли она отдать его дешево.
Есть еще один немаловажный аспект проблемы касается состояния предприятий теплоэнерго. В регионах многие из них находятся в техническом состоянии, близком к катастрофе, и местные власти не могут решить проблемы устаревших ТЭЦ и магистралей только за счет тарифа. Если правительство Гончарука решится забрать у местных органов власти право устанавливать тарифы на тепло в их городах, оно будет вынуждено взять на себя ответственность и за финансовое и техническое состояние этих компаний. А также за то, будут ли они готовы работать в следующем отопительном сезоне, когда платежи за отопление украинцам обещано снизить вдвое. (Александр Суков, Деловая столица/Энергетика Украины и мира)