Впервые о намерении продать “КыргызГаз” “Газпрому”, причем за $1, киргизские власти заявили в феврале 2008 г. С тех пор данная инициатива озвучивалась регулярно. Конкретные сроки сделки были обнародованы в 2012 г. Сначала киргизские чиновники обещали продать газораспределительную сеть в августе 2012 г., затем – во второй половине сентября. А теперь, судя по всему, передумали это делать.

После того, как в декабре 2012 г. из-за накопившихся долгов в разгар морозов не менее 50 тыс. жителей Бишкека оказались без газа, а затем электричества, отопления и водоснабжения, было заявлено: “КыргызГаз” будет продан “Газпрому” до 1 апреля 2013 г. Соответствующую договоренность подтвердил на переговорах президент Киргизии Алмазбек Атамбаев, в разгар газового кризиса спешно отправившийся в Москву. Но в апреле сделка не состоялась. На этот раз премьер Кыргызстана Жанторо Сатыбалдиев пообещал – “КыргызГаз” будет продан “к началу отопительного сезона”. 25 мая 2013 г. правительство одобрило соглашение о продаже “КыргызГаза” “Газпрому” за $1. 26 июля в Москве стороны заключили межправительственное соглашение о продаже. Чтобы оно вступило в законную силу, требовалось, чтобы его ратифицировали парламенты Кыргызстана и России.

Согласно подписанным в июле документам, “Газпром” должен за пять лет вложить в модернизацию и реконструкцию киргизской газовой инфраструктуры не менее 20 млрд. руб. При этом российская сторона берет на себя обязательства по развитию и модернизации оборудования и магистральных газопроводов, соблюдению тарифной политики, утверждаемой правительством Киргизии в соответствии с законодательством, а также бесперебойной и гарантированной поставке природного газа для потребителей Киргизии.

Отдельным пунктом прописывалось обязательство уплатить все долги “КыргызГаза”. Среди прочего “Газпром” должен выплатить $13 млн. за несанкционированный отбор газа ОАО “КыргызГаз” у Казахстана в 2003-2005 гг., $1,7 млн. – за транспортировку газа в 2005-2012 гг. через Казахстан. Общая сумма долговых обязательств “КыргызГаза” на данный момент составляет около $40 млн., точная сумма в СМИ ни разу не оглашалась.

Стоимость “КыргызГаза” в $1 была взята не с потолка – всемирно известная аудиторская компания Deloitte & Touche оценила принадлежащие государству 88% акций лишь в $3,3 млн. Недовольные низкой оценкой киргизские чиновники, по чьему заказу проводилась оценка, выплатив аванс, не стали платить аудиторам за проделанную работу.

С учетом 40 млн. долга перед поставщиками, значительного уровня износа инфраструктуры (средний возраст газопровода составляет примерно 40 лет), высокого уровня хищений на предприятии (в 2012 г. предприятие “потеряло” 50 млн. куб. м газа) и обязательств вложить 20 млрд. руб. в ремонт и развитие системы, получалось, что продавец должен был еще и доплатить “Газпрому” за приобретение столь “ценного актива”.

15 октября “НГ” писала: “Тема “КыргызГаза” настолько удобна для саморекламы депутатов, что следует ожидать многочисленных выступлений в ура-патриотическом духе, последующих создании комиссий и откладывании ратификации в долгий ящик”. Так и получилось. Обсуждая на прошлой неделе тему продажи “КыргызГаза”, некоторые киргизские народные избранники не упустили возможности сыграть на патриотических чувствах.

Один из лидеров партии “Ата-Журт” Ахматбек Келдибеков заявил: “Если надо, мы будем и кизяком топить, но продавать “КыргызГаз” нельзя”. Представитель партии “Республика” депутат Курманбек Дыйканбаев отметил: “В Беларуси “Газпром” купил предприятие за $2,5 млрд., а у нас покупают за $1… Позор – отдавать земли страны за $1″. В итоге к концу недели две фракции из пяти (“Ата-Журт” и “Республика”) отказались ратифицировать документ, еще одна (“Ата-Мекен”) – заняла нейтральную позицию. Позиции Социал-демократической партии (СДПК) и “Ар Намыс” пока неизвестны. Пока в качестве альтернативы народные избранники предлагают выставить компанию на открытый аукцион либо предложить “Газпрому” вместо 100 – 49% акций.

Причина отказа от продажи заключается не столько в самом “КыргызГазе”, сколько в желании ряда политических партий спровоцировать зимой энергетический кризис и на волне недовольства потребовать отставки премьер-министра и президента. Газовая отрасль в нынешней ситуации стала заложницей политических игр местных политиков, которые не несут ответственности за последствия своих действий.

Рядовым киргизам остается наблюдать за политическими маневрами и готовиться к холодной зиме. Как известно по опыту прошлых лет, при минус 30 градусах патриотические речи депутатов квартиры не согреют. (Независимая газета/Энергетика Украины, СНГ, мира)