Казахстан пытается преодолеть вето, наложенное новой администрацией США, на поставки природного урана в Исламскую Республику Иран, сообщил 15 мая заместитель министра иностранных дел Казахстана Ержан Ашикбаев.

В марте 2017 г. АО “Казатомпром” подписало договор на поставку 950 т уранового концентрата в Республику Иран. Этот контракт был рассчитан на три года и являлся выгодным для Казахстана, поскольку мировой лидер добычи урана, вышедший в 2009 г. на первое место по объемам добычи (порядка 24,6 тыс. т), в текущем году вынужден был снизить план добычи до 22 тыс. т.

Снижать пришлось потому, что рынок перенасыщен специфической продукцией, и цена на уран идет вниз. Рынок Ирана был бы прорывом для казахстанской урановой промышленности, но, несмотря на то, что он, по словам Ержана Ашикбаева, “предусматривал полное соответствие требованиям, заложенным в резолюции Совбеза 22231”, то есть подлежал предварительному одобрению (контролю) со стороны МАГАТЭ, в настоящее время его исполнение – под вопросом. По крайней мере, в части сроков его исполнения.

– К сожалению, в связи с позицией новой администрации США о необходимости пересмотра подходов этой страны к вопросам реализации совместного всеобъемлющего плана действия направление заявки по получению авторизации на осуществление этого контракта является нецелесообразным, потому что оно в любом случае не получит одобрения, – пояснил Ашикбаев на правительственном часе в Мажилисе.

По его словам, Астана находится в режиме плотных консультаций со всеми странами-участницами соглашения о совместном всеобъемлющем плане действий. Речь идет о пяти членах Совбеза и Германии, с одной стороны (так называемая шестерка международных посредников в разрешении ситуации с Ираном) и исламской республике Иран – с другой.

– Как только между этими странами будут согласованы все модальности, мы подадим эту заявку и будем надеяться на ее осуществление, – заверил представитель казахстанского форин-офиса.

Его дополнил председатель правления АО “Казатомпром” Аскар Жумагалиев, который пояснил, что его компания готова продавать уран кому угодно, лишь бы это соответствовало установленным МАГАТЭ правилам игры.

– Мы стремимся в целом работать со всеми странами, которые сегодня имеют атомные электростанции. Иран имеет амбициозную программу по развитию атомной энергетики, и мы подписали соответствующий договор. Достаточно привлекательны для нас условия этого контракта, который, конечно же, я не смог бы озвучить. Но хотел бы сказать, что мы будем реализовывать этот контракт исключительно после согласования со всеми странами-участниками большой шестерки Совбеза ООН. Как только соответствующие документы будут получены, мы соответствующую сделку осуществим, – заявил Жумагалиев.

Как стало ясно из доклада министра энергетики Каната Бозумбаева, даже если Астане перекроют тропку в Иран, есть восточная альтернатива – Поднебесная, где также активно развивается атомная энергетика.

– В 2014 г. “Казатопром” и Китайская генеральная ядерная энергетическая корпорация начали развивать сотрудничество по организации в Казахстане совместного производства ядерного топлива для китайских атомных электростанций. 14 декабря 2014 г. во время визита премьера госсовета КНР в Казахстан было подписано соглашение о разделе и углублении взаимовыгодного сотрудничества в сфере ядерной энергетики, оно предусматривало развитие стратегического сотрудничества в сфере разработки урановых ресурсов, производства ядерного топлива и транзитных перевозок урановой продукции через территорию Китая, – напомнил министр.

В рамках соглашения, в частности, планировалось создание совместного предприятия по производству на базе АО “Ульбинский металлургический завод” ядерного топлива для потребностей китайских АЭС. На первом этапе производство тепловыделяющих сборок составит 200 т в перерасчете на обогащенный уран с дальнейшим расширением производства для рынка Китая и третьих стран.

– Сегодня этот завод строится. Чтобы был понятен масштаб – его мощность позволит покрыть потребности пяти АЭС в Китае, с возможностью расширения до 10 АЭС и далее, – сказал Бозумбаев.

Еще один проект – размещение на территории Казахстана Банка низкообогащенного урана – будет реализован по плану: по сведениям Бозумбаева, этот уникальный проект, который создается под эгидой МАГАТЭ и представляет собой хранилище низкообогащенного урана, являющегося исходным материалом для изготовления топлива для АЭС, будет открыт в августе этого года.

– В настоящее время на стадии завершения все общестроительные и монтажные работы по банку топлива, и в августе 2017 г. предполагается открытие банка ядерного топлива с участием руководителя МАГАТЭ и руководителя нашей страны, – заверил Бозумбаев.

По его сведениям, в настоящее время выполнено более 70% работ на площадке будущего хранилища уранового топлива.

В стратегическом плане развития отрасли до 2020 г. одной из главных целей в сфере энергетики является создание вертикальной интегрированной компании с ядерным топливным циклом к 2020 г.

– Казахстан заинтересован не только в добыче и поставках природного урана, но и в производстве и сбыте урановой продукции более высокого передела с высокой добавленной стоимостью. Приоритетным направлением в атомной промышленности на сегодня является выстраивание полного цикла создания ядерного топлива, максимально полно использующего собственную ресурсную базу, – напомнил министр энергетики.

По его словам, в настоящее время с российской стороной совместно успешно реализуется проект по обогащению урана на базе крупнейшего в мире российского предприятия по обогащению урана – Уральского электрохимического комбината.

Совместное казахстанско-российское предприятие ЗАО “Центр по обогащению урана” с 2014 г. имеет доступ к российским услугам по обогащению урана в объеме 5 млн. единиц работы разделения в год.

– Это делает Казахстан участником рынка обогащения и обеспечивает гарантированный доступ к одной из важнейших в атомной промышленности стадий – ядерного топливного цикла. Вы знаете, что этой стадии у нас в Казахстане нет. Без этой стадии невозможно изготовить ядерное топливо для атомных электростанций на тепловых нейтронах, – пояснил Бозумбаев.

Для того же, чтобы Казахстан обладал всеми стадиями дореакторного ядерного топливного цикла, необходимо создание еще одного производства – конверсии природного урана. Сейчас “Казатомпром” прорабатывает экономическую целесообразность организации такого производства в Казахстане, но здесь пока Минэнерго и руководство национальной компании предпочитают не озвучивать детали. Однако диверсификация производства казахстанской урановой отрасли необходима, поскольку высокая изменчивость цен на сырье и дисбаланс спроса и предложения на мировом рынке продлятся, как минимум, до 2020 г. (Sputnik/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий