Польша располагает ресурсами возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в силу своего географического положения и благоприятных климатических условий, однако в конце 90-х годов и начале нового века национальная “чистая” энергетика развивалась низкими темпами. В ближайшие 10 лет правительство страны предполагает значительно расширить энергетические мощности на базе возобновляемых источников энергии и модернизировать традиционные тепловые энергетические комплексы с целью решения национальных экономических задач, а также выполняя решения ЕС и в первую очередь директивы 2009/28/EC, согласно которой государство обязано к 2020 г. увеличить до 15% долю ВИЭ в энергобалансе (в 2010 г. – примерно 8%).

По данным национального Института ВИЭ (EC BREC IEO), в энергетике страны биомасса является наиболее значимым ресурсом ВИЭ.

В 2005 г. в стране была создана система оборота сертификатов возобновляемых источников энергии “Renewable Energy Certificates” (“REC’s”), остающаяся и в настоящее время основным механизмом, стимулирующим развитие национальной энергетики. Управление “REC’s” возложено на государственную компанию “Polish Energy Regulatory Office”. Указанный регулятор также координирует и направляет деятельность участников внутреннего энергетического  рынка (в том числе поддерживает потенциальных инвесторов), ведет лицензионную работу, связанную с процедурой присоединения к общей силовой сети новых мощностей, использующих ВИЭ и “know – how”.

Интерес представляет классификация польских сертификатов по типам генерации; “Renewable Energy Certificates” имеют несколько цветов – зеленый, желтый, красный, фиолетовый и коричневый. В стране наиболее широко распространены зеленые сертификаты, выдаваемые энергетическим компаниям, напрямую использующим ВИЭ (энергию ветра, воды, солнца, биомассу и т. д.) или применяющим соответствующие технологии в производственном процессе.

Энергетические комплексы комбинированного цикла (“Combined Heat and Power” – “CHP”) как на базе ВИЭ, так и на основе ископаемого топлива (тепловые ТЭЦ) в зависимости от установленной мощности получают желтые (до 1 МВт) или красные (более 1 МВт) сертификаты. Фиолетовые “Renewable Energy Certificates” выдаются компаниям, использующим в цикле “CHP” биогаз или метан. Следует подчеркнуть, что когенерирующие предприятия могут обеспечиваться зелеными, желтыми, красными или фиолетовыми сертификатами в случае, если они имеют соответствующую структуру энергетической мощности. Коричневые сертификаты предусмотрены для производителей биогаза, которые вырабатывают биогаз и поставляют его по газопроводу, однако пока такие компании в стране не функционируют. В 2011 г. в рамках “REC’s” и на основании нового закона об энергоэффективности Министерство энергетики Польши предполагает ввести так называемые белые сертификаты, присуждаемые предприятиям, снижающим потребление энергии путем внедрения энергосберегающих технологий. Все типы указанных сертификатов могут обращаться на польской бирже электроэнергии.

В результате национальные энергетические компании, согласно выстраиваемой национальной системе стимулирования развития энергетики и в целях дальнейшего успешного функционирования, фактически вынуждены проводить модернизацию основных средств, внедрять современные технологии, производить определенную часть энергии на базе ВИЭ и, соответственно, получать “Renewable Energy Certificates”. В противном случае предприятиям отрасли необходимо приобретать сертификаты в установленном законом порядке и объеме и нести прямые финансовые затраты.

Цены на сертификаты устанавливаются регулятором ежегодно с учетом инфляции и иных изменений в национальной экономике. С целью оптимизации рисков участников энергетического рынка польское законодательство установило для каждого типа сертификатов ценовой коридор (минимальный и максимальный показатель), который зависит от средней цены на электроэнергию на внутреннем рынке.

В начале 2011 г. в зависимости от вида сертификата примерная стоимость одного МВт-ч была следующей (евро/МВт-ч): зеленый – 74, желтый – 34, красный – 8, фиолетовый – 16, при этом стоимость электроэнергии у потребителей составила в среднем 50 евро/МВт-ч.

Следует подчеркнуть, что в Польше принцип поддержки энергетических компаний, применяющих нетрадиционные ресурсы и современные технологии, отличается от подобных схем, внедренных в большинстве стран ЕС, где действуют специальные тарифы (“feed-in tariffs” – “FiT’s”), по которым “чистая” энергия закупается у производителя по фиксированным ценам. Национальные законодатели полагают, что “FiT’s” стимулируют в основном развитие рынка энергетических установок малой мощности, например, ветротурбин и солнечных батарей, устанавливаемых в частном секторе, а приоритетом экономики страны в настоящее время является развитие базовых энергетических комплексов, поэтому в краткосрочной перспективе в Польше внедрение подобных фиксированных тарифов маловероятно.

Инвесторы, рассматривающие возможность финансирования средств в польские “зеленые” проекты, имеют поддержку как на союзном, так и национальном уровне. В рамках ЕС действует программа развития инфраструктуры и окружающей среды “Infrastructure-Environment Operational Program” (“IEOP”), а Министерство экономики страны создает законодательную базу и координирует проведение соответствующих мероприятий внутри страны. В 2010 г. Министерство экономики Польши представило “IEOP” два пакета инвестиционных проектов, в основном в сегментах ветроэнергетики и производства биогаза, на которые Еврокомиссия может выделить 96 млн. евро. Кроме того, механизм “IEOP” позволяет предпринимателям напрямую получать из специального фонда ЕС гранты на развитие ВИЭ-проектов на территории Польши.

Согласно оценкам польской стороны, дальнейшее участие в европейской программе “IEOP” может позволить стране ежегодно увеличивать на 103 МВт суммарную установленную мощность ВИЭ –  энергетических установок, а поддержка ЕС национальных проектов в сфере энергосбережения – экономить ежегодно до 244,8 ГВт-ч электроэнергии.

Для инновационного развития энергетики страны привлекаются средства различных финансовых организаций. Активное участие в этом процессе принимает Европейский банк реконструкции и развития. В 2010 г. ЕБРР предоставил компании “Iberdrola Renewables” ссуду в 75 млн. евро для строительства 4 ветропарков, а фирма “EDR Renovavieis” получила 45 млн. евро на реализацию проекта создания ветропарка “Magdonin” мощностью 120 МВт. В указанном году наиболее крупные средства (205 млн. евро) ЕБРР выделил польской энергетической компании “Energa” на развитие силовой сети и расширение генерации на базе ВИЭ. Кроме того, ЕБРР подготовил 150 млн. евро для поддержки мероприятий по снижению энергопотребления в рамках национальной программы “Poland Sustainable Energy Financing Facility” (“PolSEFF”). В конце 2010 г. половина из них была предоставлена польским банкам для совместного финансирования соответствующих проектов в сегментах малого и среднего бизнеса.

В середине 2010 г. Европейский инвестиционный банк (“European Investment Bank” – “EIB”) открыл кредитную линию на 50 млн. евро для реализации низкоуглеродных проектов и развития сферы энергосбережения на территории Польши.

Управление подобными инвестициями осуществляется национальным фондом защиты окружающей среды и управления водными ресурсами (“Polish National Fund for Environment Protection and Water Management”).

Польша старается максимально использовать все имеющиеся в ЕС механизмы финансовой и иной поддержки национальных предприятий. Одним из каналов получения финансовых средств в бюджет страны является реализация выбросов СО2. Согласно обязательствам, принятым рядом стран в соответствии с Киотским протоколом, в 2008-2012 гг. Польша имеет право предоставить другим государствам кредиты на выбросы СО2 (“Assigned Amount Unit” – “AAUs”) суммарным объемом 500 млн. т. В последние несколько лет часть указанной квоты была продана Испании, Ирландии и Японии. Этот процесс также контролируется фондом “Polish National Fund for Environment Protection and Water Management” в рамках национальной программы “Green Investment Scheme”.

Ветроэнергетика. В Польше к регионам, обладающим достаточным техническим потенциалом энергии ветра, относятся северо-западная и центральная части страны, а также некоторые районы северо-восточных и южных воеводств. Перспективной площадкой для развития ветроэнергетики является также польский шельф Балтийского моря, где пока не создано ветропарков морского базирования.

Активное развитие национальной ветроэнергетики началось в новом веке. В начале 2000-х годов в Польшу начали поступать ветротурбины (в основном из ФРГ и Дании), бывшие в эксплуатации, имеющие относительно устаревшую конструкцию и небольшую мощность. Следует отметить, что подобная ситуация характерна для ряда других европейских стран, в первую очередь государств ЦВЕ, которые после вступления в ЕС стали представлять собой привлекательные рынки сбыта для подобного рода оборудования и технологий, при этом “старые”, промышленно развитые страны-члены ЕС получили дополнительный механизм частичного возмещения затрат на проведение модернизации своих экономик.

В 2005-2006 гг. суммарная установленная мощность (СУМ) польских ветроэнергетических установок (ВЭУ) находилась на уровне 100 МВт, в 2009 г. увеличилась в 5 раз (до 500 МВт), к середине 2010 г. преодолела рубеж в 1ГВт, а в первой половине 2011 г. превысила 1,35 ГВт.

В региональном разрезе структура СУМ была следующей (МВТ): Поморское – 140,99, Варминско-Мазурское – 122,17, Западно-Поморское – 455,91, Куявско-Поморское – 189,44, Подляшское – 78,25, Любушское – 6,6, Виликопольское – 220,05, Мазовецкое – 10,57, Лодзинское – 89,3, Люблинское – 0,75, Нижнеселезское – 0,165, Опрольское – 0,9, Силезское – 3,8, Свентокшиское – 4,41, Малопольское – 1,76, Подкарпатское – 26,78

Превышение психологически важного порога СУМ в 1 ГВт привело к тому, что в 2010 г. в структуре производства электроэнергии доля энергии ветра превысила аналогичный показатель для энергии воды (ГЭС); по показателю СУМ ВЭУ среди стран ЦВЕ Польша стала лидировать с большим отрывом. Такой прогресс в расширении мощностей ВЭУ был обусловлен законодательной и финансовой поддержкой со стороны правительства страны и Еврокомиссии и формированием благоприятных условий для притока иностранного капитала. Следует отметить, что одним из основных драйверов развития данного сектора энергетики является система “REC’s”, которая продемонстрировала эффективность (в IV квартале 2010 г. число зеленых сертификатов, выданных производителям электроэнергии, превысило 40 тыс.).

Следует отметить, что, по мнению агентства информации и иностранных инвестиций (“Polish Information and Foreign Investment Agency”), в стране производство электроэнергии с использованием энергии ветра является достаточно прибыльным бизнесом. Согласно расчетам указанного агентства, средняя стоимость строительства и монтажа 1 МВт установленной мощности ВЭУ составляет 1,2-1,7 млн. евро. Годовая выручка ветропарка мощностью 40 МВт после налогообложения может достигать 9 млн. евро, при этом величина налоговых и иных сборов и страховой комиссии оцениваются соответственно в 20% и 10% суммы операционных затрат.

В настоящее время внутренний рынок ветроэнергетического оборудования страны поделен в основном между несколькими иностранными корпорациями. Наиболее крупный сегмент занимает “Vestas” (примерно 30%), по 6-12% имеют “Siemens”, “Enercon”, “Gamesa” и “Nordex”.  В 2010 г. в Польше отсутствовали национальные мощности полного цикла производства ветроагрегатов, однако отдельные элементы ветротурбин изготавливают такие компании, как “LM Windpower”, “KK Electronics”, “Tele-Fonica Kable”, “Mostostal Chojnice”, “Energomontaz Gdynia”, “Huta Czestochowa”. Предприятие “Gdansk Shipyard” выпускает башни ветроустановок в объеме примерно 300 ед. в год и поставляет продукцию на внутренний и внешний рынки (в том числе германскому концерну “Nordex”). Таким образом, ветроэнергетика позволила создать новые квалифицированные рабочие места, и к 2020 г. число занятых в отрасли может достичь 66 тыс.

Согласно директиве ЕС (2009/28 EC), Польша была обязана в срок до 20 июня 2010 г. (Arcticle 4, p. 2) утвердить план развития возобновляемых источников энергии (“National renewable energy action plan” – “NREAP”) и известить о нем Еврокомиссию, однако по состоянию на июнь 2011 г. министерство экономики страны опубликовало лишь очередной проект данного документа, который не предполагает революционных изменений и устанавливает к 2020 г. долю ВИЭ в энергобалансе страны на уровне 15,5% (на транспорте – 10,14%).

Ряд аналитиков и в первую очередь специалисты национальной ветроэнергетической ассоциации “PWEA” на конференции 10 июня 2011 г. раскритиковали представленный документ в связи с тем, что, по их мнению, проект “NREAP” не учитывает такие тенденции современного развития энергетики и промышленности в целом, как продвижение ветропарков на шельфы морей, внедрение электрических двигателей на транспорте. А предложенное Министерством экономики снижение выбросов СО2 путем модернизации угольных ТЭЦ (в 2010 г. доля угля в электроэнергетике находилась на уровне 90%) является для бюджета страны наиболее затратным способом выполнения требований ЕС в части экологии. Трудности, с которыми сталкивается национальный проект “NREAP”, связаны также с тем обстоятельством, что многие эксперты считают его слишком дорогостоящим. Для реализации обязательств, взятых на себя в рамках ЕС, в 2011-2020 гг. Польше будут необходимы значительные капиталовложения (примерно 27 млрд. евро инвестиций для организации производства энергии на базе ВИЭ, около 24 млрд. евро для развития энергетической инфраструктуры и т. д.).

Тем не менее в соответствии с планами Министерства энергетики Польши, к 2020 г. суммарная установленная мощность ВЭУ может достичь 6,65 ГВт, что позволит вырабатывать до 15 ГВт-ч электроэнергии в год. Более оптимистичный прогноз представляет “PWEA” – 13 ГВт (в том числе 1,5 ГВт морского базирования) и 35,9 ГВт-ч, т. е. примерно 17% суммарной выработки электроэнергии (к 2030 г. – 29%).

К основным препятствиям, сдерживающим развитие национальной ветроэнергетики в настоящее время, относятся такие факторы, как:

недостаточная мощность национальных силовых сетей (“KSE”);

нехватка технических возможностей для подключения силового ВЭУ-оборудования и координации перетоков электроэнергии в масштабах страны;

бюрократические барьеры на различных уровнях управления;

отсутствие у инвесторов стимулов для реализации шельфовых проектов;

негативное отношение местных жителей к ряду проектов; использование ветротурбин, бывших в употреблении (в 2010 г. примерно 18% всех действующих ВЭУ).

Несмотря на возникающие сложности, правительство страны продолжает наращивать усилия по продвижению новых идей и технологий в ветроэнергетике. Для дальнейшего поступательного развития отрасли в 2010 г. Министерство экономики ввело специальный сбор на присоединение ВЭУ к силовым сетям, что направлено на исключение различного рода злоупотреблений и спекуляций в данной сфере. С целью оптимизации функционирования сетевого хозяйства и расширения возможностей по аккумулированию электроэнергии власти Польши прилагают усилия по привлечению капиталовложений в сегмент интеллектуального управления силовыми сетями (“smart grid”). Что касается рынка ВЭУ малой мощности, то, по мнению специалистов энергетического департамента “Frost and Sullivan”, страна стоит в начале активного развития данного сегмента ветроэнергетики, который может начаться уже во II полугодии 2011 г.

Биомасса. Среди стран ЕС Польша выделяется значительным потенциалом биомассы благодаря наличию земельных ресурсов, развитому сельскому и лесному хозяйствам, а также благоприятным климатическим условиям. В 2010 г. суммарная площадь территорий, на которых возможно выращивание сельскохозяйственных и технических культур, превысила 50% территории страны (при этом не было задействовано примерно 20% пригодных земель), а площадь лесов составила 29% территории Польши. В 2010 г. площадь культивируемых земель находилась на уровне 10,7 млн. га, что немногим меньше, чем в соседней Германии (11,9 га). Согласно оценке некоторых аналитиков, потенциал сельскохозяйственной биомассы Польши составляет примерно 90% аналогичного показателя ФРГ.

По расчетам национальной ассоциации участников рынка биомассы “Polish Biomass Chamber”, для достижения намеченных правительством экологических целей необходимо увеличить более чем в 100 раз площади посевов соответствующих культур.

Кроме того, согласно данным “EC BREC IEO”, создание энергетических объектов, использующих биомассу, является достаточно затратным процессом, поскольку стоимость 1кВт их установленной мощности составляет 2,90-5,08 тыс. евро, что значительно больше, чем, например, аналогичный показатель для ВЭУ (1,00-1,37 тыс. евро).

В электроэнергетике, а именно на угольных электростанциях, одним из путей снижения выбросов СО2 является использование продуктов, полученных из биомассы (преимущественно в виде жидкого топлива), в комбинированном цикле сжигания (“co-firing”). В 2010 г. в промышленном секторе суммарная установленная мощность подобных энергетических станций составила 252 МВт (в ЕС – примерно 7 ГВт).

К перспективным технологиям относится также метод сжигания твердой биомассы на тепловых станциях. В 2011 г. подобный объект в Поланике реализует концерн “GDF Suez”. Согласно проекту, мощность ТЭЦ составит 190 МВт, годовое потребление сельскохозяйственных отходов – 220 тыс. т, древесной щепы – 890 тыс. т. В краткосрочной перспективе может быть построено еще 5 аналогичных тепловых электроцентралей.

В частном секторе достаточно широко распространены энергетические установки малой мощности. По данным компании “Vattenfall”, в 2010 г. они использовались примерно в 1 млн. частных домовладений. С целью дальнейшего развития данного сегмента энергетики, в 2011 г. на национальной энергетической бирже “TGE” были организованы торги жидкими видами биотоплива.

Что касается биогаза, то в настоящее время этот рынок находится в начальной фазе развития. Для координации работы и поддержки производителей биогаза в 2007 г. в стране создана соответствующая ассоциация (“PBA”). Одним из направлений ее деятельности является расширение взаимодействия в ФРГ и передача германских технологий.

По состоянию на середину 2011 г. в Польше функционировало около 150 заводов по производству биогаза суммарной мощностью примерно 77 МВт. Часть из них использует отходы сельского хозяйства. Наиболее крупные энергетические объекты, работающие на таком сырье, размещены в следующих населенных пунктах страны (МВт): Павловко (0,72 эл., 0,98 тепл.), Плащика (0,62 эл., 0,69 тепл.), Куянки (0,33 тепл.), Косчала (2,12 эл., 2,17 тепл.), Лисчково (2,12 эл., 2,4 тепл.), Калск (1,0 эл.), Студзионка (0,03 эл.).

Лидером этого небольшого сектора энергетики является компания “Poldanor SA”, владеющая несколькими предприятиями и газохранилищами.

Биогазовый сегмент польской энергетики вызывает интерес у инвесторов и, по данным “EC BREC IEO”, в начале 2011 г. в стране в стадии рассмотрения и согласования находилось более 300 соответствующих проектов. Таким образом, в краткосрочной перспективе суммарная установленная мощность генерирующих и тепловых станций, использующих биогаз, может превысить 1 МВт. Многие крупные компании имеют подобные планы. Предприятие “Energa” предполагает создать несколько энергетических объектов суммарной мощностью 300 МВт. Одним из перспективных направлений развития данного сегмента является создание региональных (децентрализованных) энергетических объектов малой мощности, обеспечивающих тепловой энергией и электроэнергией частные домовладения и, прежде всего, те, которые размещены в сельской местности.

К основным современным факторам, сдерживающим развитие национального рынка биогаза, относятся бюрократические барьеры, более высокий уровень начальных затрат из расчета на единицу мощности объекта (например, по сравнению с ветропарками), относительно невысокая рентабельность и достаточно длительный срок окупаемости. Процесс получения от национального регулятора “URE” разрешительной документации на соответствующий проект может длиться 8-11 месяцев, стоимость 1 МВт установленной мощности варьируется в пределах 3,7-5 млн. евро, а эксплуатационные затраты составляют 8-10% суммарных инвестиций. Следует отметить, что, согласно системе “REC’s”, энергетические компании, использующие биогаз, имеют право на получение соответствующих действующих сертификатов, а в краткосрочной перспективе для предприятий, поставляющих данный энергоноситель непосредственно в трубопроводные системы, будут внедрены “brown renewable certificates”.

Солнечная энергетика. Рынок солнечной энергетики значительно меньше по масштабу и объему инвестиций по сравнению с рынком ветроэнергетики. В 2010 г. в Польше, согласно данным “Polish Photovoltaic Association”, суммарная установленная мощность фотогальванических установок (ФУ) оценивалась в 1,3 МВт, причем только две установки суммарной мощностью 0,012 МВт были интегрированы в общую силовую сеть, а остальные функционировали в автономном режиме.

В сегменте солнечных концентраторов, или коллекторов (СК), ситуация была следующей. В 2000 г. их суммарная площадь составила 21 тыс. кв. м, в 2005 г. данный показатель увеличился до 126 тыс.; в кризисный 2009 г. продажи СК достигли рекордной отметки в 144 тыс. кв. м в год, что способствовало резкому увеличению суммарной площади СК до 365 тыс. кв. м. Таким образом, по информации Европейского объединения промышленников и предпринимателей солнечной тепловой индустрии (“European Solar Thermal Industry Federation” – “ESTIF”), в 2009 г. доля Польши в суммарной площади солнечных коллекторов ЕС составила 3% (в 2008 г. – 2%).

В стране имеется собственное производство солнечных коллекторов, причем около 50% выпущенных изделий реализуется на внутреннем рынке. Польские компании постоянно модернизируют конструкцию СК. В 2008 г. некоторые из них начали производство плоских коллекторов, стоимость которых составила примерно 223 евро/кв. м (для объемных – 605 евро). В 2010 г. фирма “Sosnowiec” выпустила около 300 тыс. СК, имеющих один из самых высоких КПД в мире – примерно 85%. В 2008 г. число занятых в данном секторе составило около 40 тыс. человек, а к 2020 г. данный показатель может вырасти до 660 тыс.

Замедленное развитие солнечной энергетики и низкий уровень капитальных вложений в данную сферу объясняется нехваткой стимулирующих мер со стороны государства, поскольку система “Rec’s” ориентирована на создание крупных системообразующих энергетических объектов, а расширение мощностей ФУ и СК происходит, по опыту ЕС, в основном в частном секторе. Для частных домовладений достаточно эффективным способом поддержки является использование специальных тарифов (“FiT’s”), по которым закупается произведенная электроэнергия (ФРГ, Чехия и т. д.), однако при этом возникает дополнительная нагрузка на национальный бюджет.

Согласно планам правительства Польши, к 2020 г. суммарная установленная мощность ФУ может вырасти до 2 МВт, а к 2030 г. – до 32 МВт. В проекте “PNRAP”, представленном на обсуждение в июне 2011 г., провозглашена более амбициозная цель (при условии введения “FiT’s” к 2013 г.) – увеличение данного показателя до 450,9 МВт, что позволит вырабатывать до 383 МВт-ч электроэнергии в год. В сегменте солнечных коллекторов Министерство экономики страны предполагает, что, согласно оптимистическому сценарию, к 2020 г. суммарная площадь СК вырастет до 14,7 млн. кв. м.

Энергоэффективность. В первом десятилетии нового века Польше удалось снизить энергоемкость ВВП примерно на 30%, однако в 2010 г. она превысила средний аналогичный показатель по ЕС-15. Меры, которые привели к сокращению энергопотребления, были реализованы путем оптимизации производственных процессов в промышленном секторе, уличного освещения, внутреннего освещения зданий и их энергообеспечения и т. д. В 2010 г. в секторе государственной недвижимости были проведены специальные работы по теплоизоляции, а также установке систем освещения и отопления, использующих солнечную энергию и биомассу. В 2011 г. правительство страны намерено продолжить разработку системы оборота “белых” сертификатов, присуждаемых компаниям, внедряющим энергосберегающие технологии и снижающим потребление энергии. По мнению ряда экспертов, значительный ресурс энергоэффективности имеется в секторе генерации электроэнергии, поскольку КПД польских электростанций составляет в среднем 44%, в то время как в “старых” членах ЕС – 36%. С целью предоставления финансовой поддержки малому и среднему бизнесу в данной сфере в 2011 г. было создано специальное подразделение “Polish Sustainable Energy Financing Facility” (“PolSEFF”). (БИКИ/Энергетика Украины, СНГ, мира)