В рамках 12-го пакета антироссийских санкций 19 декабря 2023 г. Европейский союз ввел запрет на импорт российского сжиженного углеводородного газа (LPG). Наибольшее влияние на ограничения ЕС будут оказывать на баланс рынков Польши и стран Балтии, поскольку они являются крупными импортерами российского LPG. Хотя полный запрет на поставки наступит только через год, 20 декабря 2024 г., польские компании прогнозируют изменения на рынке уже в ближайшее время.
Поставки газа из России начнут сокращаться уже в следующем месяце, поскольку часть объемов польские компании покупали на споте. “В связи с тем, что поставки из России в основном осуществлялись на спотовой основе, мы ожидаем немедленной ликвидации примерно 30% поставок как в Польшу, так и, возможно, большие объемы в страны Балтии”, – говорит польский импортер сжиженного газа. По оценкам крупного балтийского трейдера около 70% объемов импорта российского газа в Польшу и страны Балтии осуществлялось по долгосрочным контрактам. В то же время, собеседник из латвийской компании соглашается, что с января поставки продукта с востока начнут уменьшаться в связи с невозможностью заключать спотовые соглашения.
Обычно в таких ситуациях компании прибегают к изменению условий сделок и заключению долгосрочных контрактов задним числом. Впрочем, регламент ЕС предусмотрел эти моменты. “Переходный период до 20 декабря 2024 предоставляет время для выполнения договоров, заключенных до 19 декабря 2023, но новых заключать нельзя. Таможенные службы будут проверять, выполнялся ли ранее договор, заключенный после 19 декабря 2023 года”, – говорит крупный польский импортер. “Крупные польские импортеры, вероятно, подписали контракты до 19 декабря 2023 года, хотя даже эти контракты могут быть тщательно проверены и подвергнуты сомнению таможенной службой. Такие истории были и после введения санкций против Беларуси”, – отмечают в другой польской компании.
Ежемесячно в Польшу отгружается в среднем 100 тысяч тонн российского газа. Еще около 35 тыс. тонн в месяц приходится на страны Балтии. При условии, что по долгосрочным контрактам в эти страны поставляется не более 70% объемов российского продукта, в начале весны Польша и Балтия будут недополучать около 40 тыс. тонн ежемесячно сжиженного газа, которые ранее поставлялись в рамках спотовых соглашений. Следует отметить, что это сопоставимо с ежемесячными объемами ресурса, импортируемыми Украиной по этому направлению. Поэтому в случае уменьшения объемов поступлений сжиженного газа Польша и страны Балтии, прежде всего, будут спасать собственные рынки, а уже потом украинский.
Впрочем, фактическое сокращение поставок может быть меньше теоретических расчетов. Введенные санкции запрещают импорт в ЕС сжиженного газа под таможенными кодами 271112-271119 (пропан, бутан и пропан-бутановые смеси), в то же время в страны Европы из России поставляются чистые фракции бутана и изобутана под таможенным кодом 290110. Это оставляет лазейку для российских компаний, в частности для “сибура”, являющегося крупнейшим поставщиком бутановых фракций. Согласно данным POGP, в прошлом году Польша приобрела 236 тыс. тонн бутановых фракций, из которых 105 тыс. тонн было реэкспортировано.
Кроме того, польские компании будут продолжать получать сжиженный газ оренбургского ГПЗ, производимого из казахстанского газового конденсата и учитываемого как казахстанский продукт. В октябре и ноябре поставки газа из оренбургского ГПЗ в Польшу составляли в среднем 4,3 тыс. тонн в месяц. Однако в отдельные месяцы 2023 г. поставки в Польшу российского газа казахстанского происхождения достигали 15 тыс. т, поэтому этот уровень возможен и дальше.
Трейдеры считают, что российские производители также могут совершать физические своповые операции с Казахстаном, что позволит высвободить объемы газа казахстанского производства для экспорта в страны ЕС. С 14 ноября в Казахстане действует шестимесячный запрет на экспорт сжиженного газа. Но, по словам трейдеров, на продукцию компаний “Тенгизшевройл” и “Жаикмунай” экспортные ограничения не распространяются. Поэтому в последующие месяцы в Польше и странах Балтии может прибавиться казахстанский газ.
Справятся ли порты?
Ключевой вопрос для поляков – перестройка инфраструктуры по логистике и хранению сжиженного газа переходные 12 месяцев. Готовились ли компании страны-крупнейшего потребителя российского LPG к эмбарго? Похоже, что не очень.
“Частный сектор не сможет полноценно справиться с этой работой самостоятельно, поэтому необходимо привлекать государство и запускать стратегические инфраструктурные проекты, которые позволят распределять потоки LPG в Польшу и внутри Польши”, – считает Адам Сикорский, президент группы Unimot.
Текущие мощности балтийских портов Польши позволяют обрабатывать не более 1,5 млн. тонн сжиженного газа в год, из которых около 1 млн. тонн приходится на терминал в Гданьске. В Щецине расположены газовые терминалы, принадлежащие Orlen Paliwa и Grupa Azoty. Терминал Orlen способен переваливать до 250 тыс. тонн сжиженного газа в год. У нефтяного концерна есть планы расширения мощностей терминала за счет строительства дополнительных резервуаров хранения, но сейчас проект находится на стадии разработки программно-пространственной концепции.
По словам участников рынка, сейчас терминал в Щецине не принимает газовых грузов из-за ремонта, который продлится до апреля-мая 2024 года. Другой терминал в Щецине, принадлежащий Grupa Azoty, обеспечивает потребности заводов группы. Терминал Onico в Гдыне может принимать только небольшие суда, так как резервуары для хранения имеют только 1,5 тыс. тонн. В первом полугодии 2024 года должен заработать газовый терминал в Свиноуйске, но расположенные там пропановые хранилища общим объемом 80 тыс. м3 ориентированы на обеспечение сырьем производства полипропилена.
Очевидно, что портовая инфраструктура Польши в текущей конфигурации не способна заместить объемы поставляемого продукта по спотовым контрактам. Впрочем, оставленные вне санкций каналы, как чистый бутан и казахстанский ресурс, дадут полякам больше времени на перестройку.
Кроме того, остаются автомобильные и ж/д каналы поставок продукта из других европейских стран. Опрошенные компании не смогли оценить пропускную способность железной дороги, объединяющей Германию с Польшей, лишь отметив, что это нелегкая задача. Более предсказуем рост импорта газа автомобильным транспортом. Украина, которая третий месяц подряд испытывает проблемы с пересечением границ ЕС из-за очередей и забастовок, в ноябре импортировала 35 тыс. тонн сжиженного газа автомобильным транспортом. Для Польши, у которой нет никаких проблем на границах со сопредельными странами, привезти 40 тыс. тонн LPG машинами – вполне реальная задача.
Балтийский вопрос
Дополнительным вызовом для Польши является то, что после введения полного запрета на импорт из России, ей придется стать основным поставщиком газа для стран Балтии. Литва и Латвия вместе поставляют от 5 до 10 тыс. тонн сжиженного газа в Польшу ежемесячно. Теперь, по всей видимости, потоки должны быть развернуты на 180 градусов.
Большие изменения в структуре сбыта произойдут в Orlen Lietuva. Спрос на газ единственного в странах Балтии производителя после исчезновения российского ресурса возрастет, и это также затронет украинский вектор поставок. “В следующем году украинским компаниям не стоит рассчитывать на крупные газовые контракты с Orlen Lietuva”, – сказал представитель украинской сети АЗС, знакомый с планами литовской компании.
Литва потребляет 11-12 тыс. тонн сжиженного газа ежемесячно, примерно столько же и Латвия, еще около 5 тыс. тонн потребуется в Эстонии. Вместе это превышает возможности Мажейкяйского НПЗ, производящего около 20 тыс. тонн ежемесячно сжиженного газа.
Впрочем, балтийцы не сидят сложа руки. Оператор терминала в Риге рассматривает возможность поставок сжиженного газа по морю. Внедренные европейские санкции делают целесообразным импорт продукта из других источников, ведь теперь не придется конкурировать по цене с дешевым российским ресурсом. “В Риге планируется пришвартовать судно-газовоз, которое будет использоваться как плавучее хранилище. Это позволит принимать крупные морские партии газа”, – говорит трейдер, знакомый с вопросом. Морская трансформация явно повлияет на цены. Рига – это самый отдаленный базис поставок сжиженного газа в регионе. Кроме того, аренда LPG-танкера в качестве плавучего хранилища – очень дорогое удовольствие, отмечают трейдеры. Однако в зависимости от соотношения цен на газ в ARA и Польше продажи морского газа из Риги могут быть эффективными.
Смогла Украина, сможет и Польша
Почувствуют ли Польша и ее балтийские соседи дефицит сжиженного газа в ближайшие месяцы – вопрос дискуссионный, ведь неизвестно много. Во-первых, евросанкции оставили обходные пути для росгаза. Во-вторых, впереди 3 месяца низкого сезона, поэтому очевидно даже если турбулентность и будет иметь место, то в небольшом масштабе.
В годовой перспективе Польше и странам Балтии придется заместить около 1,3 млн. тонн российского сжиженного газа. Объем может увеличиться на 300 тыс. т, если группа кодов 290110 также попадет под санкции.
В 2022 году задачу подобного масштаба решала Украина, но, в отличие от стран ЕС, у нее не было 12-месячного переходного периода, поэтому найдут газ и соседи. Другой вопрос – по какой цене. Морской ресурс 2023 обходился полякам в среднем на $250/т дороже по сравнению с российским газом. Однако средний ценник на рынке был чем-то средним между российским ресурсом и морской альтернативой, поэтому масштаб удорожания, скорее всего, также окажется неким усредненным.
Увеличение доли нероссийского продукта в импорте Польши и стран Балтии, очевидно, поднимет цены на импорт LPG в Украину с западного направления.
В долгосрочной перспективе перестройка логистики и отказ от российского сжиженного газа в перспективе может привести к изменению структуры топливного рынка Польши. Логистические расходы при импорте с Запада выше по сравнению с восточным направлением, что может привести к уменьшению разницы между ценой на сжиженный газ и бензин на АЗС в будущем, отмечают в Unimot. “Это, в свою очередь, может заставить потребителей отказаться от сжиженного газа в пользу бензина”, – считает Адам Сикорский. По его словам, рост потребления бензина уже был зафиксирован в 2021 году и продолжался в 2022-м. (Иван Марченков, аналитик Консалтинговой группы “А-95”; Enkorr/Энергетика Украины и мира)