АО “Самрук-Энерго” ожидает завершения в декабре разработки ТЭО строительства трех электростанций, работающих на возобновляемых источниках электроэнергии. Планируется строительство ветровых электростанций (ВЭС) в Шелекском коридоре (Алматинская обл.) и близ города Ерейментау (Акмолинская обл.) мощностью 60 МВт и 51 МВт соответственно. Кроме того, компания планирует строительство солнечной электростанции мощностью 2 МВт в Капшагае.
ТЭО будет включать общий план строительства электростанций, информацию о ресурсах возобновляемых источников энергии, схему распределения электроэнергии и присоединения к внешним сетям. Ранее, в конце марта, между акимом Жамбылской области Канатом Бозумбаевым и руководством АО “KEGOC”, ТОО “ЖЭС”, а также группой компаний Central Asia Green Power подписан меморандум о сотрудничестве в строительстве Жанатасской ВЭС (400 МВт) и Шокпарской ВЭС (200 МВт).
Вместе с тем возобновляемые источники энергии (ВИЭ) еще не скоро станут ключевыми источниками энергии: сегодня в энергобалансе они занимают 0,5% (к 2014 г. согласно планам правительства – более 1%), в энергопотреблении – всего 4,6% от всей электроэнергии, вырабатываемой в РК.
Как и ранее, основной прирост генерации будет происходить путем ввода тепловых электростанций (ТЭС) с параллельной работой по совершенствованию технологий.
Как заметил заведующий кафедрой “Тепловые энергетические установки” Алматинского университета энергетики и связи кандидат технических наук, доцент Андрей Кибарин, теплоэнергетика, и раньше, и сейчас, является основой генерирующих мощностей Казахстана.
В структуре запасов РК уголь занимает второе место, уступая только урану, а суммарно его больше, чем газа, битума и нефти, вместе взятых. В то же время в структуре энергопотребления Казахстана уголь занимает ведущее место, тогда как нефть, газ и ВИЭ суммарно составляют менее половины доли угля. В то же время основные фонды генерирующих мощностей сильно изношены. По словам г-на Кибарина, физический и моральный износ теплового оборудования достигает 75% при возрасте 20-30 лет и более.
На реконструкцию и модернизацию генерирующих мощностей нужны значительные инвестиции. И деньги вкладываются. По данным АО “Самрук-Энерго”, фактические расходы по инвестиционной программе в 2010 г. составили 58,2 млрд. тенге, а в текущем году планируется капитальных вложений на 91,5 млрд. тенге. Как отмечается в инвестиционной программе компании, “в целом она характеризуется улучшением долгосрочного инвестиционного портфеля с учетом комплексного развития мощностей по производству и связанных с ними мощностей по транспортировке”.
Но для развития отрасли нужно вкладывать еще больше. “Для стимулирования инвестиций в электроэнергетический сектор принята Программа поэтапного повышения цен на электроэнергию до 2015 г. по группам энергоисточников, так называемые предельные тарифы. Это позволит приступить к выполнению инвестиционных проектов, направленных на повышение эффективности и надежности работы оборудования.
“Между тем правительство в рамках работы Государственной комиссии по модернизации осуществляет пообъектный мониторинг целого ряда энергетических проектов, в том числе с государственным участием. А еще разработан мастер-план развития электроэнергетической отрасли Республики Казахстан до 2030 г.”, – перечисляет уже созданные условия привлечения инвестиций в отрасль г-н Кибарин. Инвесторы вкладывают деньги, когда могут просчитать перспективы бизнеса. Здесь они видят и предельные тарифы, и объекты, как говорится, “в разрезе”.
Конечно, в целом энергетика должна и будет развиваться не только за счет ТЭС. “Можно выделить по крайней мере три направления развития генерирующих мощностей – это гидроэнергетика, атомная энергетика и использование ВИЭ”, – подчеркнул г-н Кибарин.
Однако развитие топливно-энергетического комплекса РК идет по пути развития традиционной теплоэнергетики. Подавляющее большинство презентуемых сегодня проектов новых генерирующих объектов рассчитано на использование угля.
Что касается гидроэнергетики, то самым заметным объектом в последние годы стала Мойнакская ГЭС на реке Чарын в Райымбекском районе Алматинской области. Проектная мощность ГЭС – 300 МВт, среднегодовая выработка – 1,27 млрд. кВт-ч. Финансирование проекта строительства осуществляется за счет кредитов Банка развития Казахстана ($50 млн.) и Банка развития Китая ($200 млн.), соглашение заключено в июне 2006 г. Общий размер заимствований составляет $328,8 млн., стоимость строительства ГЭС оценивается в $340 млн.
Вместе с тем гидроэлектростанции как источники энергии вряд ли в ближайшее время потеснят ТЭС. Проблема в маломощности такого рода объектов. Мойнакская ГЭС призвана лишь закрывать пиковые значения потребления электроэнергии в южных регионах страны. В последние несколько лет казахстанское правительство активно изучает вопрос строительства атомной станции на западе страны.
Как указывают специалисты АО “Казатомпром”, при анализе мирового рынка реакторов выяснилось, что промышленного варианта станции на 300 мегаватт, который хотят установить в Актау, еще нет. Такие реакторы относятся к классу реакторов малой и средней мощности. Крупные компании Westinghouse, Areva, General Electric производят реакторы мощностью от 1000 МВт. Поэтому было принято решение разработать совместно с Россией реактор ВБЭР-300 на базе судовой реакторной установки блочного типа. Но природные катаклизмы в Японии и катастрофа на атомной станции “Фукусима-1” отодвинули сроки начала строительства АЭС на неопределенное время.
Аналитик ИХ “ФИНАМ” Анатолий Вакуленко заметил, что альтернативная энергетика пока занимает крайне малую долю в мировом энергобалансе, что связано не только с ее “капризностью” к условиям эксплуатации и географическим размещением, но и высокой стоимостью и слабой мощностью.
Теплоэнергетика остается для Казахстана пока безальтернативной. Кроме изношенности оборудования и необходимости больших вложений, у ТЭС есть еще один минус: они загрязняют окружающую среду.
В настоящее время государственное регулирование и контроль выбросов осуществляется в соответствии с техническим регламентом “Требования к эмиссиям в окружающую среду при сжигании различных видов топлива в котельных установках тепловых электрических станций”, утвержденным постановлением правительства от 14 декабря 2007 г. №1232 (с изменениями от 21 июля 2010 г.). Как говорит г-н Кибарин, с 1 января 2013 г. для выполнения требований регламента тепловым электростанциям необходимо будет внедрить эффективные системы газоочистки и электрофильтров, перевести станции на использование более качественного топлива, а также усовершенствовать технологию сжигания угля с низким выбросом вредных веществ.
На сегодняшний день большая часть используемых в энергетике углей – высокозольные экибастузские угли. С введением в 2016 г. другого технического регламента – “Требования к безопасности углей и процессов их добычи, переработки, хранения и транспортировки” – 60% запасов Экибастузского бассейна не будут соответствовать его требованиям. “Поэтому необходимо будет внедрять энергоэкологичные технологии использования угля, к примеру, пиролиз и газификацию, увеличить глубину селекции и обогащения добываемых экибастузских углей”, – считает Андрей Кибарин.
Поэтому базовым сырьем для электростанций в долгосрочной перспективе останется уголь, при этом роль угля с ростом цен на газ будет только расти.
Развитие генерации на базе ТЭС должно идти по следующим трем направлениям. Первое – техническое перевооружение и реконструкция существующих электростанций, в том числе Экибастузской ГРЭС-1 (энергоблоки 8, 2, 1, электростанции АО “ЕЭК” (энергоблоки 6, 5, 7, 8). Второе – ввод новой генерации, в том числе Экибастузской ГРЭС-2 (ввод энергоблоков 3 и 4 и строительство 2-й очереди станции), Балхашской ТЭС, Тургайской ТЭС, расширение и строительство ТЭЦ по условиям обеспечения тепловых нагрузок с модернизацией тепловых сетей, строительство ГТЭС с учетом применения парогазовых циклов. Третье – за счет инноваций: технологии на сверх- и ультрасверхкритических параметрах пара; комбинированных циклов (парогазовые и тригенерационные), газификации угля, системы улавливания и связывания углерода. Большая часть перечисленного – есть часть инвестиционных планов АО “Самрук-Казына”.
Кое-что делается и на местах. По словам заместителя начальника управления природных ресурсов и регулирования природопользования Алматы Алтая Рахимбетова, АО “АлЭС” снижает выбросы серы, углерода, азота и неорганической пыли на энергообъектах. По Алматинской ТЭЦ-1 выбросы сократились с 7,39 тыс. т в 2008 г. до 5,74 тыс. т в 2010 г., по ТЭЦ-2 – с 36,331 тыс. т до 34,002 тыс. т, по ТЭЦ-3 – с 16,769 тыс. т до 16,759 тыс. т.
Ориентация на уголь как безальтернативный источник генерации четко прослеживается в деятельности АО “Самрук-Энерго”, компании, призванной вводить новые генерирующие мощности. Она реализует или готовит к реализации ряд угольных проектов общей мощностью 1880 МВт и ряд неугольных проектов (ПГУ, ГЭС, ВЭС) общей мощностью 600-650 МВт. Один к трем в пользу угля.
“Казахстан как энергетическая держава будет до последнего использовать конкурентные преимущества. Запасы традиционных энергоресурсов значительны, мировой спрос на них в обозримом будущем продолжит динамично расти. На мой взгляд, пока традиционные энергоресурсы востребованы в мире, Казахстану необходимо использовать получаемые экспортные доходы не на “проедание”, а на диверсификацию экономики, повышение ее энергетической эффективности”, – резюмирует г-н Вакуленко. (Эксперт-Казахстан/Энергетика Украины, СНГ, мира)