Министерство национального развития Венгрии разработало и представило на обсуждение рабочую версию плана действий по реализации недавно утвержденной долгосрочной энергетической стратегии. Согласно этому плану, до 2027 г. необходимо свернуть половину установленных на венгерских электростанциях мощностей, достигающих в настоящее время более 10 тыс. МВт. Окончательный вариант плана действий, таким образом, следует считать неотъемлемой частью долгосрочной энергетической стратегии, одобренной венгерским парламентом в предыдущем году.
Утверждение плана в доработанном виде потребует частичной коррекции этой стратегии, поскольку принятая Государственным собранием Венгрии стратегия базируется на прогнозе, согласно которому в предстоящий двадцатилетний период страну ожидает ежегодный рост ВВП в 3%. Наряду с этим предполагается рост потребления энергии, соответствующий такой динамике.
Строительство новых электростанций в Венгрии, по мнению разработчиков плана, будут осуществлять частные компании. В свою очередь, государство должно обеспечить стабильную нормативно-правовую базу развития отрасли.
Согласно оценкам Исследовательского центра энергетики Венгрии, было бы приемлемо приступить к расширению Пакшской АЭС в начале следующего десятилетия и организовать эксплуатацию станции таким образом, чтобы новые энергоблоки работали более короткое время параллельно с выводимыми из эксплуатации.
Среди крупных венгерских производителей электроэнергии доля Пакшской АЭС в общем объеме генерированной в 2011 г. электроэнергии составила 43,3%. По 18% приходится на станции “Matra” и “Dunamenti”, доля станции “Csepel” равнялась 5,2%.
Венгерская сеть электростанций считается устаревшей: средняя продолжительность работы электростанции превышает 23 года. Средний по отрасли коэффициент полезного действия составляет лишь 35%. В 2011 г. средний показатель загруженности мощностей составил 40,7%, при этом показатель загруженности мощностей Пакшской АЭС был самым высоким в отрасли – 89,5%. Далее идут электростанции “Matra” (78,3%) и “Csepel” (52,1%). У остальных венгерских производителей электроэнергии данный показатель ниже 50%; тепловая электростанция “Pannon”, например, в 2011 г. работала с показателем загруженности мощностей 4,7%.
Все варианты плана опираются на предполагаемое расширение Пакшской атомной электростанции за счет государственных инвестиций. Планируется, что расширение Пакшской АЭС будет осуществлено путем установки двух новых блоков мощностью 1200 МВт каждый, которые должны быть построены и введены в действие до 2025 г. Что касается ныне действующих энергоблоков этой АЭС, то после 2030 г. они, согласно плану, должны быть выведены из строя.
Другим основополагающим направлением составители плана считают сооружение новых электрогенерирующих мощностей, работающих на природном газе. В связи с этим упоминается ряд строящихся энергоблоков: мощностью 450 МВт – на электростанции “Dunamenti”, мощностью 442 МВт – на электростанции “Csepel”, а также мощностью по 800 МВт на двух проектируемых электростанциях. Разработчики документа выражают надежду, что зависимость Венгрии от импорта природного газа не вырастет еще больше или, по крайней мере, благодаря росту энергоэффективности увеличится незначительно.
Касательно использования угля для производства электроэнергии рассматриваемый документ содержит несколько противоречивые установки. Согласно оценкам представителей “Mavir”, вторая по значению в Венгрии после Пакшской АЭС угольная электростанция “Matra” мощностью 950 МВт будет в перспективе демонтирована. Предполагается, что к 2022 г. ее мощность сократится до 750 МВт, а в 2027 г. она полностью завершит работу.
Одновременно разработчики плана большое значение придают развитию так называемой малой электроэнергетики. Предусматривается дальнейшее активное строительство небольших высокотехнологичных электростанций как на природном газе, так и с использованием возобновляемых источников энергии. Однако существенного увеличения производства электричества за счет этого ожидать не приходится.
Содержащиеся в материале количественные индикаторы свидетельствуют о предполагаемом сохранении этого сегмента электроэнергетики на неизменном уровне. Частичные сдвиги в нем будут происходить лишь за счет фрагментарной замены прежних энергоблоков на более современные.
Государственный секретарь по вопросам энергетики П. Ковач на заседании комитета по международным делам парламента Венгрии, состоявшемся в конце ноября 2012 г., заявил, что целью Венгрии является повышение энергетической безопасности и снижение зависимости от импорта путем диверсификации поставок. Несмотря на то, что проект “Набукко” по масштабам и пропускной способности уменьшился, участие в нем Венгрии по-прежнему считается целесообразным.
Как отметил руководитель отдела планирования ОАО “Газпром” Л. Чугунов, правительство Венгрии вошло в число первых участников проекта “Южный поток”, присвоив строительству венгерского участка газопровода протяженностью 229 км значение стратегического. Он сообщил, что газопровод пройдет по дну Черного моря, затем через Балканы и Венгрию до Италии. Проектный объем поставок составит 63 млрд. куб. м газа.
Строительство газопровода протяженностью почти 2500 км будет осуществляться на территории 8 государств, оно началось в европейской части России 7 декабря, а в Сербии – в конце 2012 г. На той же пресс-конференции пресс-секретарь компании “South Stream Transport AG” С. Сасс, не раскрывая данных по смете проекта, отметил, что стоимость строительства зависит от многих меняющихся факторов. Суть сводится к тому, что к концу 2015 г. в эксплуатацию войдет первая из четырех магистралей газопровода, проложенная по дну моря. Позднее, к 2019 г., поэтапно в строй вступят остальные.
“В данный проект с надежной долгосрочной окупаемостью можно привлечь кредитные ресурсы, в особенности для таких четырех сильных партнеров, – сообщил C. Сасс, – как “Газпром”, владеющий половиной акций совместного предприятия, итальянская “ENI” (20%), “Electicite de France” (15%) и немецкая “Wintershall” (15%)”.
Однако до настоящего времени стороны не достигли договоренностей о соотношении собственных и привлеченных финансовых средств в инвестиционных расходах. По словам С. Сасса, в этом нет ничего необычного на старте многомиллиардного проекта. “В любом случае в 2014 г. стальные трубы диаметром 800 мм будут установлены на свое место”.
Тем не менее имеются неофициальные расчеты, по которым морской участок газопровода обойдется в 10 млрд. евро, а сухопутный отрезок – в 6 млрд. евро, однако их строительство зависит не только от ресурсов ОАО “Газпром”. Участки “Южного потока” будут строиться на территориях нескольких государств-партнеров, с которыми ОАО “Газпром” создало совместные предприятия. Именно они отвечают за ход строительства на своих участках. Исключением является Сербия, доля собственности которой в совместном предприятии на своей территории составляет лишь 49%.
Стороны несут расходы пропорционально своим долям собственности. В случае Венгрии осуществление проекта может обойтись в 600 млн. евро. По словам Л. Чугунова, стороны договорились 30% затрат покрыть из собственных, а оставшуюся часть – из внешних источников. По мнению специалистов ОАО “Газпром”, инвестиции окупятся в течение 15 лет. Для государств, участвующих в проекте “Южный поток”, непосредственные доходы принесет пока не установленная плата за транзит.
Украина получает за транзит 1 тыс. куб. м российского газа $3,1 за каждые 100 км. Принимая во внимание этот тариф и объем прокачки на венгерском участке в 30 млрд. куб. м, венгерская сторона могла бы рассчитывать на ежегодный доход в $200 млн. Согласно планам, строительство газопровода в Венгрии завершится в 2015 г., хотя первоначально планировалось в 2013 г.
Венгерский отрезок газопровода пройдет от Сербии до Словении через Херцегсанто на входе и Торньисентмиклош на выходе; его окончательный маршрут будет разработан позднее. Ранее в плане значилось, что труба будет проложена до австрийского Баумгартена. Именно это обстоятельство стало одним из доводов в пользу того, чтобы главная магистраль газопровода пролегла через территорию Венгрии, а не Хорватии, что в конце октября 2012 г. было подтверждено в подписанном соглашении между Венгерской энергетической компанией и ОАО “Газпром”.
В конечном варианте Хорватия получит российский газ от сербского ответвления “Южного потока”, как и боснийская Сербская Республика. В ОАО “Газпром” отметили, что Загреб был отодвинут от главной магистрали газопровода еще и по причине того, что ежегодный объем покупаемого Хорватией газа составляет не более 500 млн. куб. м.
“Баумгартенский план может быть реализован позднее, исходя из потребностей рынка”, – сказал руководитель отдела планирования ОАО “Газпром”. Л. Чугунов объяснил потребностями рынка и то обстоятельство, что, вопреки прежним планам, не будет строительства ответвления от болгарского участка газопровода на территорию Греции и далее по дну моря до южной Италии.
В целях решения необходимых правовых вопросов России потребуется заключить соглашение с Евросоюзом, поскольку, в соответствии с принятым в 2009 г. Европарламентом третьим энергетическим пакетом, не разрешается одной и той же компании эксплуатировать трубопроводные сети и заниматься продажей газа. По мнению российской стороны, в случае признания Евросоюзом “Южного потока” в качестве межграничного инфраструктурного проекта снимаются ограничения, предусмотренные третьим энергетическим пакетом. Аналогичная ситуация уже была с Норвегией.
Пресс-секретарь председателя правления ОАО “Газпром” С. Куприянов подчеркнул, что рынок “начинается после трубы, а “Южный поток” лишь обеспечивает доставку газа”. Россия не видит возможности доступа к газопроводу других производителей газа, как предписывает законодательство Евросоюза, поскольку ОАО “Газпром” обеспечивает полную загрузку газопровода. В связи с альтернативным проектом “Набукко” Л. Чугунов отметил, что никто не мешает среднеазиатским производителям газа строить свои газопроводы, идея которых, по многочисленным оценкам, “сходит на нет”.
Одновременно представители ОАО “Газпром” подвергли сомнению целесообразность вмешательства государства в рыночные отношения по существующим правилам. “Мы знаем по опыту Советского Союза, насколько такой подход нехорош, и об этом можно прочитать в работах о социалистической экономике”, – сообщил представителям Евросоюза российский менеджер.
Представители ОАО “Газпром” подчеркнули, что участие в “Южном потоке” не означает льготную цену на газ. Заключение долгосрочных соглашений о поставках газа является отдельным процессом. Правда, получить льготную цену на газ можно и без участия в российском мегапроекте. В частности, Польша добилась от России уступки в цене на газ в размере 10% на поставки с 2013 г. Подобная договоренность для Польши при объеме поставок российского газа в 10 млрд. куб. м означает скидку размером около $0,5 млрд. Долгосрочный договор с Венгрией, в 2011 г. закупившей 6,2 млрд. куб. м российского газа, заканчивается в 2015 г. При этом у большинства европейских стран существуют договоры о поставках газа со сроком действия даже после 2030 г.
Компания ОАО “Газпром” в ближайшем будущем не планирует строительство газохранилища на территории Венгрии. Вопрос, однако, не снят с повестки дня, так как после завершения строительства газопровода “Южный поток” она может приступить к последующим работам. “Не ранее чем через 5 лет будет построен раздаточный узел между венгерским отрезком газопровода и выпускающей станцией австрийского Баумгартена”, – сообщил руководитель проекта “Южный поток” Л. Чугунов.
По словам С. Куприянова, в 2011 г. ОАО “Газпром” экспортировало в Европу природный газ в объеме 150 млрд. куб. м. В 2012 г. возможно некоторое снижение поставок. Несмотря на это, стратегия развития ОАО “Газпром” подтверждается расчетами, согласно которым потребность Западной Европы в природном газе к 2035 г. будет обеспечиваться на 85% за счет внешних источников. По нынешним оценкам, строительство “Южного потока” обеспечит странам-участницам дополнительные рабочие места общей численностью 8,5 тыс. на этапе строительства и 770 мест – на этапе эксплуатации. (БИКИ/Энергетика Украины, СНГ, мира)