Поставки “Роснефти” в Китай в перспективе могут увеличиться в два раза до 31 млн. т нефти. Но транспортные возможности ограничены. “Транснефть”, владеющая сетью нефтепроводов, предлагает нефтяной компании транспортировать нефть в Поднебесную через Монголию.

Для увеличения поставок российской нефти в Китай “Транснефть” предлагает изучить возможность использования маршрута через Монголию, рассказал пресс-секретарь трубопроводной монополии Игорь Демин. Речь идет о транспортировке сырья по трубопроводу “Транснефти” до станции Мегет в Иркутской области (возможности перевалки 7 млн. т), а затем по железной дороге транзитом через Монголию на НПЗ Западного Китая. Несколько лет назад до ввода ВСТО российские компании уже использовали это направление для поставок в Китай.

22 марта Россия и Китай подписали целый ряд документов, в том числе договор о дополнительных поставках нефти между “Роснефтью” и CNPC. По словам Демина, “Транснефть” не участвовала в этих переговорах и только сейчас приступила к изучению подписанных документов.

Сейчас “Роснефть” по маршрут Сковородино – Мохэ (ответвление от ВСТО на Китай) поставляет 15 млн. т нефти в год (контракт действует с 2011 г. по 2030 г.). В этом году объем увеличится на 0,8 млн. т. “Новое соглашение предусматривает рост поставок в соответствии с инфраструктурными возможностями на пике до 31 млн. т по трем направлениям”, – говорил глава “Роснефти” Игорь Сечин (цитата по Интерфаксу). По его словам, график поставок будет выстраиваться исходя из инфраструктурных возможностей России. Кроме того, возможно, потребуются дополнительные решения по развитию трубопроводов.

В начале года появилась информация, что “Роснефть” рассматривает вариант поставки нефти в Китай по нефтепроводу Атасу – Алашанькоу. Но против этого маршрута выступила “Транснефть”: транзит через Казахстан на Китай приведет к убыткам для госкомпании в $1,5 млрд. Недавно министр энергетики Александр Новак пояснял, что нефтяная компания планирует с 2014 г. использовать своповые схемы на 7 млн. т при поставках нефти в Китай через Казахстан.

Маршрут транспортировки через Монголию позволит развивать российскую промышленность, а не казахстанско-китайские предприятия, считает представитель “Транснефти”. Кроме того, в этом случае будет гарантирована поставка нефти. “Сейчас Казахстан готов предоставить скидку для транспортировки по Атасу – Алашанькоу, потом может выгнать нас из трубы, чтобы прокачивать свою нефть”, – говорит он.

Аналитик “Уралсиб Кэпитал” Алексей Кокин считает, что маршрут через Монголию может стать временным решением. “Железнодорожные мощности ограничены, а тарифы на перевозку нефти достаточно высокие”, – отмечает он. Решить проблему с транспортировкой дополнительных объемов сырья можно за счет трубы ВСТО, мощность которой должна вырасти до 50 млн. т. Эксперт напоминает, что несколько лет назад активно обсуждалась возможность увеличения мощности ответвления от Сковородино на Китай до 30 млн. т. Он не исключает, что власти могут вернуться к этой идее.

В “Роснефти” комментарий получить не удалось. (Rbcdaily.ru/Энергетика Украины, СНГ, мира)