В течение последних двадцати лет в Польше проводилось реформирование энергетической отрасли, результатом которого стал переход от централизованного управления сектором к рыночным принципам. До конца 80-х гг. прошлого века монополистом на энергетическом рынке являлась компания “Wspolnota Energetyki i Wegla Brunatnego”. Она объединяла предприятия по добыче угля (в основном бурого), электростанции и ТЭЦ, а также магистральные и распределительные сети и имела пять региональных подразделений, действующих как отдельные государственные предприятия. Такая структура государственной монополии облегчила процесс разделения компании, который начался в 1990 г., когда правительство Польши приняло решение о проведении радикальных рыночных реформ. В результате этого на энергетическом рынке появились сетевой оператор “Polskie Sieci Energetyczne” (“PSE”), 33 дистрибьюторские компании, 32 ТЭС и ТЭЦ и несколько десятков небольших локальных ТЭЦ, которые, в соответствии с планами правительства, со временем должны были быть приватизированы.
Однако перед польской электроэнергетикой встала проблема устаревших энергомощностей, которая оставалась актуальной на протяжении последующих двух десятилетий (угольные блоки, представляющие собой основную часть генерирующих мощностей в стране, были построены в 1960-1970 гг.). Ввиду отсутствия достаточного объема финансовых средств для инвестиций в энергетику было решено воспользоваться зарубежными кредитами (до 2027 г. необходимо выплатить около $6 млрд.). Наряду с этим был разработан механизм долгосрочных контрактов, в соответствии с которым “PSE” должна была приобретать у генерирующих компаний определенные объемы электроэнергии по ценам, в которые были включены текущие и капитальные затраты, а также расходы на платежи по кредитам, что привело к резкому росту тарифов на электроэнергию.
В 1997 г. в Польше был принят новый закон, в соответствии с которым в энергетической отрасли были введены механизмы, направленные на повышение конкуренции, а с 2001 г. в стране начала действовать система, предполагающая возможность реализации электроэнергии по трем каналам, в том числе по долгосрочным контрактам, на энергетической бирже (контракты “на день вперед”) и на балансирующем рынке, где происходит сглаживание почасовых колебаний спроса и предложения. Чтобы увеличить число сделок, заключавшихся на бирже (в 2010 г. они составили лишь 4% оптовых поставок электроэнергии, в то время как на долю внутрикорпоративных связей пришлось 77%), в 2011 г. был принят закон, обязывающий каждую генерирующую компанию продавать через биржу не менее 15% электроэнергии.
В 2007 г. была проведена еще одна реформа энергетического рынка, в результате которой прежние долгосрочные контракты были отменены, но компании, участвующие в этой схеме, получили право на возмещение потерь, возникающих вследствие ее отмены. Тарифы на электроэнергию для промышленных и коммерческих предприятий должны были определяться по рыночному принципу, а для населения – устанавливались централизованно государственным регулятором URE. В соответствии с европейскими стандартами, всем потребителям электроэнергии, включая частные домохозяйства, было предоставлено право свободного выбора поставщика (пока им воспользовались менее 1% потребителей). В ближайшие 5 лет, согласно прогнозам, потребление электроэнергии в Польше, которая является единственной европейской страной, не имеющей избыточных мощностей по генерации электроэнергии, будет увеличиваться на 3-4% в год.
В 2003 г. в Польше в результате объединения распределительных компаний в Познани, Щецине, Быдгоще и ряде других воеводств на западе Польши с одной из крупнейших в стране ТЭС “Kozienice” (мощность – 2,9 ГВт) и угледобывающим предприятием “Bogdanka” (более 5 млн. т в год) появилась первая крупная государственная энергетическая группа “ENEA”. В 2006-2007 гг. начали работу еще три компании, такие, как “Polska Grupa Energetyczna” (“PGE”), “Tauron Group” (основные мощности – на юге страны) и группа “Energa” (на балтийском побережье). В настоящее время на долю вышеназванных четырех компаний приходится почти 70% всей производимой в стране электроэнергии.
Создание крупных государственных компаний позволило интенсифицировать инвестиционный процесс в польской энергетике. В 2011 г. компанией “PGE” был введен в эксплуатацию блок мощностью 858 МВт на ТЭС “Belchatow”.
Основной задачей польского энергетического сектора в течение всего периода его реформирования являлось привлечение инвестиций для строительства новых и замены вышедших из строя производственных мощностей. Это связано с тем, что 77% энергетических объектов были построены 20 лет назад и 45% – более 30 лет назад (по состоянию на середину 2012 г.).
В настоящее время в стране более 90% генерирующих мощностей приходится на угольные станции. В связи с тем, что в Польше имеются значительные запасы угля, правительство хотело бы и в дальнейшем использовать этот вид топлива, но это противоречит европейской энергетической политике, которая направлена на сокращение объема выбросов углекислого газа в атмосферу. В 2011 г. Европейская комиссия продлила разрешение на выдачу бесплатных квот на эмиссию CO2 действующим польским угольным энергоблокам как минимум до 2019 г., но на проектируемые объекты действие этого положения не распространяется, ввиду чего в настоящее время приостановлена реализация около 30 проектов строительства новых угольных станций. По мнению экспертов, если польским энергетическим компаниям придется платить за эмиссионные выбросы или инвестировать в установку оборудования по их улавливанию и захоронению, большая часть предприятий отрасли станет нерентабельной.
Поэтому наибольшим потенциалом, по мнению экспертов, обладают газовые станции, на долю которых в настоящее время приходится лишь 3% производства первичной электроэнергии. В соответствии с планами правительства Польши, к 2018 г. новые установленные мощности газовых станций составят 4,5 ГВт. В декабре 2012 г. компании “PGNiG” и “Tauron” начали строительство станции “Stalowa Wola” (450 МВт). Эти же компании также заявили о намерении построить еще одну станцию в Бендзине, а нефтяной концерн “Orlen” заключил договор с компаниями “GE International” и “SNC-Lavalin Polska” о строительстве газовой станции “Wloclawek” (460 МВт). Наряду с этим планируется сооружение станций “Blachownia”, “Pulawy” и “Bydgoszcz”.
Еще одним перспективным направлением энергетической отрасли в Польше считается сфера ВИЭ (к 2020 г. ее доля в общем энергопроизводстве должна возрасти до 15%), особенно ветровая энергетика (общие мощности ВЭУ в тот же период должны составить 6 ГВт). После того, как в 2010 г. и 2011 г. новые мощности морских ветровых станций, по данным Объединения ветровой энергетики Польши (“PSEW”), составили 436 МВт и 456 МВт соответственно, в 2012 г. они выросли почти в два раза – до рекордных 800 МВт. Ввиду того, что принятие закона о сфере ВИЭ, которое должно было состояться в 2013 г., перенесено на начало 2014 г., что оказало негативное влияние на реализацию многих проектов, а некоторые инвесторы, в том числе компании “Iberdrola” и “Dong Energy”, приняли решение о выходе с польского энергетического рынка, прогнозы на текущий год скорректированы в сторону уменьшения – до 400 МВт.
Принятие данного закона окажет существенное положительное влияние на развитие сферы ВИЭ Польши. Согласно прогнозам, число инсталляций солнечных мини-станций в частных домохозяйствах будет достигать 50 тыс. в год. Уже сейчас польские компании заключают договоры о сотрудничестве с производителями соответствующего оборудования. К их числу относится компания “Lumen Technik”, договорившаяся с китайской “Yingli”, которая является одним из лидеров на мировом рынке, а также “Ecoside” – с немецкими производителями. По оценке “Lumen Technik”, установка мощностью 3 кВт будет генерировать 3 МВт-ч в год, что позволит сэкономить ее владельцу 3,9 тыс. злотых.
Некоторые характеристики ВИЭ-мощностей в Польше в 2012 г.
Энергия воды | Энергия ветра | Биогаз | Твердая биомасса | Энергия солнца | |
Количество станций | 770 | 696 | 199 | 27 | 9 |
Мощность, МВт | 966,10 | 2496,75 | 131,25 | 820,7 | 1,29 |
Источник: Управление по регулированию энергетики Польши (“URE”).
Ведущие энергетические компании “Energa Hydro” и “Polska Grupa Energetyczna” укрепляют позиции на рынке путем приобретения других компаний. В конце 2012 г. “Energa Hydro” объединилась с компанией “Energa Wind”, являющейся владельцем 44 мини-ГЭС на севере страны, а в феврале 2013 г. “Energa Hydro” и “PGE” объявили о покупке 75% акций польского филиала испанской компании “Iberdrola Renovables Energia” за 840 млн. злотых (около 202,4 млн. евро). Таким образом “Energa Hydro” станет владельцем ветровых парков “Kascina” и “Bystra” на севере страны (общая мощность – 114 МВт), а “PGE” – ветровых станций по всей стране (70,5 МВт). В том случае, если компаниям удастся договориться о покупке оставшихся 25%, принадлежащих Европейскому банку реконструкции и развития (ЕБРР), общая сумма сделки составит 1,1 млрд. злотых (около 265 млн. евро).
Ранее эти же компании заключили договор о покупке ветровых станций, принадлежащих датской компании “DONG Energy”, в результате чего “Energa Hydro” станет собственником станции “Kascina” (51 МВт) и пяти станций общей мощностью 220 МВт на севере страны, строительство которых осуществляется в настоящее время, а “PGE” – станций суммарной мощностью 60,5 МВт, а также нескольких строящихся станций (555 МВт). Сделка, на которую Учреждение охраны конкурентоспособности и потребителей (“UOKiK”) должно выдать разрешение, предположительно состоится в ближайшие месяцы.
Испанский инвестиционный фонд “Taiga Mistral”, владеющий в Польше ветровыми станциями суммарной мощностью почти 50 МВт, планирует инвестировать в строительство новых ветровых парков еще 100 млн. евро. В соответствии с планами компании, в первом полугодии 2013 г. новые мощности составят 40 МВт, во втором – 48 МВт.
Особое внимание правительство Польши уделяет развитию ветроэнергетики на морском шельфе. Хотя до настоящего времени в стране не было построено ни одной морской ветровой станции, к 2020 г., в соответствии с энергетической стратегией Польши, суммарная мощность таких ВЭУ должна составить 500 МВт (в тот же период в Великобритании – 13 тыс. МВт, Германии – 10 тыс., Нидерландах – 6 тыс., Швеции – 3,6 тыс., Дании – 1,3 тыс.). При этом заявки на строительство уже поданы в соответствующие органы такими компаниями, как “Kulczyk Investments” (4 станции), “Polska Grupa Energetyczna” (3), “PKN Orlen” (2), а также “Energa”, “Generpol”, “Deme” и прочими. “PGE” в этот период намерена инсталлировать 1 ГВт, а в следующие пять лет – еще 1 ГВт. К 2030 г., в соответствии с планами правительства Польши, этот показатель составит 6-7 ГВт, а инвестиции в сектор оцениваются в 80 млрд. злотых (около 19,3 млрд. евро).
По данным правительства, Польша уже получила около 50 предложений от инвесторов, заинтересованных в развитии проектов в сфере ветровой энергетики на побережье Балтийского моря. В целях повышения привлекательности сектора для иностранных инвесторов правительство продлило срок действия разрешений для морских ветровых станций с 5 до 30 лет.
Компания “C-Wind”, являющаяся филиалом бельгийской компании “DEME”, построит два офшорных ветровых парка суммарной мощностью 200 МВт. В настоящее время “C-Wind” пытается получить разрешения на сооружение двух искусственных островов, которые будут служить фундаментом для станций (по данным компании, одно из них уже получено).
Польша также является производителем оборудования для ветровых установок. Крупнейшая немецкая строительная компания “Bilfinger Construction” совместно с компанией “CRIST” и инвестиционным фондом “MARS” намерены создать совместное предприятие с долями 62,5%, 25% и 12,5% соответственно, целью которого является строительство завода по производству платформ для офшорных ветровых станций. Инвестиции в проект оцениваются в 80 млн. евро, в том числе Евросоюза – 22,4 млн. евро. В настоящее время компании ожидают выдачи разрешения от Учреждения охраны конкурентоспособности и потребителей (“UOKiK”).
По словам председателя Польского общества морской ветроэнергетики (“PTMEW”) Б. Гутковского, создание первой в стране ветровой электростанции займет не менее 6 лет, а ограниченный доступ к национальным электросетям может негативно повлиять на темпы развития отрасли в целом. Согласно данным “PSE”, в настоящее время предельно допустимый объем электроэнергии, произведенной офшорными ветровыми станциями, который может быть подан в электросеть, составляет 1 ГВт.
Крупнейшие проекты в сфере ветровой энергетики в 2012-2013 гг.
Инвестор | Мощность, МВт |
Enertrag | 500 |
Enertrag | 250 |
Wind Invest | 250 |
Megawatt | 240 |
Windcom | 111 |
Gniewino Wind Farm | 90 |
Источник: “PSE Operator”.
В последнее время в Польше наблюдалось быстрое развитие солнечной энергетики, а по количеству установленных солнечных коллекторов в 2012 г. страна заняла первое место в Европе, обогнав традиционных лидеров – Германию, Австрию, Италию, Испанию и Францию. Согласно прогнозу Национального института ВИЭ “EC BREC IEO”, в ближайшие годы общая площадь солнечных коллекторов в Польше будет увеличиваться в среднем на 30-40% в год и к 2020 г. составит 29 млн. кв. км, а по прогнозам Министерства экономики, – 14 млн. В 2012 г. количество предприятий, оснащенных тепловыми солнечными станциями в Польше, превысило 2 тыс. (БИКИ/Энергетика Украины, СНГ, мира)