“УкрГаз-Энерго” (УГЭ) в суде добилась от НАК “Нафтогаз Украины” отказа от 50% ее акций. Их владельцами станут российский “Газпром” и предприниматель Дмитрий Фирташ, которые могут теперь претендовать на 4,8 млрд. куб. м газа в украинских подземных хранилищах. Правда, получить газ компании будет непросто – жестких механизмов для того, чтобы принудить “Нафтогаз” вернуть топливо в полном объеме и сразу, у УГЭ нет.
Хозяйственный суд Киева обязал НАК “Нафтогаз Украины” вернуть 50% акций “УкрГаз-Энерго” – некогда основного поставщика газа в Украину – самой компании. Решение об этом, датированное 26 июня, 3 июля появилось в Госреестре судебных решений. Ощадбанк – хранитель ценных бумаг – теперь обязан перевести находящиеся на счетах “Нафтогаза” 2,5 тыс. акций УГЭ на счета последней.
УГЭ была создана в 2006 г. во исполнение российско-украинских договоренностей по организации новой схемы поставок в Украину центральноазиатского и российского газа. НАК “Нафтогаз Украины” и RosUkrEnergo (по 50% принадлежат “Газпрому” и бизнесмену Дмитрию Фирташу) получили по 50% акций ЗАО. В начале 2008 г. НАК “Нафтогаз Украины” и “Газпром” договорились об изменении существовавшей на тот момент схемы поставок центральноазиатского и российского газа в Украину, исключив из нее УГЭ. В то же время компания продолжала деятельность в качестве трейдера природного газа, реализовав в 2012 г. на украинском рынке 648,6 млн. куб. м газа. Ее доход в прошлом году составил 2,2 млрд. грн., а чистая прибыль – 1,4 млрд. грн.
У “Нафтогаза” еще есть возможность в течение недели оспорить решение в апелляционной инстанции, в противном случае УГЭ имеет право с участием судебных приставов физически добиться от Ощадбанка перечисления акций на свой счет, отмечает партнер фирмы “Астерс” Роман Костенко. “Но даже если будет подана апелляция, шансы ее выиграть у “Нафтогаза” очень низкие. По сути, решение о том, что НАК “Нафтогаз Украины” не является акционером УГЭ, уже принято судами всех инстанций”, – говорит Костенко.
В феврале прошлого года Высший хозяйственный суд отказал “Нафтогазу” и Кабинету министров в пересмотре решения Верховного суда, признавшего незаконным решение учредительного собрания УГЭ, касающееся участия в СП “Нафтогаза”. Решение суда было принято на основании доводов самой НАК “Нафтогаз Украины”. Дело в том, что в 2008 г. по инициативе премьер-министра Юлии Тимошенко “Нафтогаз” потребовал ликвидировать УГЭ, поскольку участие монополии в СП не было согласовано с Минэнерго. 1 октября 2008 г. Хозсуд Киева принял решение о ликвидации УГЭ, но оно было опротестовано в кассационной инстанции. Затем Верховный суд счел необходимым вывести из числа учредителей УГЭ лишь “Нафтогаз”, то есть единственным владельцем СП стала RosUkrEnergo.
В пресс-службе НАК “Нафтогаз Украины” решение не комментируют. Однако источник “Ъ” в компании признает, что оно может отрицательно сказаться на газовом балансе страны. Он напоминает, что в ноябре прошлого года УГЭ доказала в Киевском апелляционном хозсуде права на 4,8 млрд. куб. м газа, которые ей должен вернуть “Нафтогаз”. “Если бы мы владели половиной “УкрГаз-Энерго”, то можно было бы говорить о возврате лишь 2,4 млрд. куб. м газа, но в данном случае мы должны вернуть весь объем”, – отмечает собеседник “Ъ”. Стоимость этого газа составляет от 6,2 млрд. грн. (в случае его продажи теплокоммунэнерго) до 16,8 млрд. грн. (в случае продажи промпотребителям).
Ситуация усугубляется еще и тем, что “Нафтогаз” сегодня находится не в самом лучшем финансовом положении, и одномоментная выдача 4,8 млрд. куб. м газа может ударить по экономике компании, а также помешать планам Минэнерго по выводу монополии на прибыль, добавляет эксперт Института энергетических стратегий Юрий Корольчук. Сейчас НАК “Нафтогаз Украины” работает с убытком – в I квартале он вырос почти в два раза, до 7,7 млрд. грн. А по итогам 2012 г. убыток компании был 10,2 млрд. грн. против чистой прибыли в 7,7 млрд. грн. в 2011 г. Несмотря на это, в конце июня Кабмин рассмотрел финансовый план “Нафтогаза”, согласно которому монополия планирует получить 600 млн. грн. прибыли против 10 млрд. грн. убытков годом ранее.
В то же время жестких механизмов для того, чтобы принудить НАК “Нафтогаз Украины” вернуть топливо в полном объеме и сразу, у УГЭ нет, добавляет глава правления альянса “Новая энергия Украины” Валерий Боровик. Банкротство предприятий ТЭК запрещено законом “О мерах, направленных на обеспечение стабильного функционирования предприятий топливно-энергетического комплекса”. А физически монополия не располагает 4,8 млрд. куб. м газа в подземных хранилищах. В хранилищах сегодня, по данным Минэнерго, всего находится порядка 5,5 млрд. куб. м газа, причем большая часть – это топливо Ostchem и частных добытчиков. (Коммерсант-Украина/Энергетика Украины, СНГ, мира)