Мировой рынок нефти может ожидать “обвал” благодаря временному прекращению споров по ядерной программе Ирана, считают профильные аналитики. 23 ноября представители Ирана, стран-членов Совета безопасности ООН и Германия в Женеве достигли соглашения: в течение полугода Иран “заморозит” свою ядерную программу, а Запад снимет некоторые санкции в отношении Тегерана и не будет вводить новых санкций в течение шести месяцев. В числе “попустительств” – приостановка снижения объемов экспорта иранской сырой нефти, возможный возврат средств, полученных иранской стороной от продажи углеводородов, но удерживаемых за рубежом; это коснулось и нефтепродуктов. Подобные действия в перспективе способны повлечь за собой долгосрочную отмену эмбарго на экспорт иранской нефти, и, следовательно, увеличить предложение на рынке. Что же ожидает нефтяной рынок в ближайшей перспективе и как это отразится на украинских нефтегазовых реалиях?
На изменения правил игры не мог не отреагировать нефтяной фьючерсный рынок. Согласно сообщению Bloomberg, 25 ноября январские перспективные сделки по нефти сорта Brent (основного ценообразующего стандарта для европейских стран и ОПЕК) на январь на лондонской бирже ICE Futures к закрытию торгов подешевели на $1,68 (1,51%) относительно уровня 22 ноября, составив $109,37/баррель. При этом минимальный уровень, который был достигнут в этот день – $108,05/баррель. В то же время нефтяной стандарт США – нефть WTI – “уронил” декабрьские “перспективы” на $0,94 (0,99%) до $93,9/баррель в ходе торгов на Нью-йоркской товарной бирже (NYMEX). Эксперты считают, что это не предел.
Аналитики компании Alpari отмечают, что снятие ряда санкций с Ирана спровоцирует резкое обрушение цен на рынке нефтяных сделок. В сообщении компании отмечается, что WTI может опуститься до отметки $92/баррель, Brent до $106,5/баррель. “Остановить это падение не смогут ни инструменты сдерживания, ни статистические отчеты по запасам нефти в США”, – считают в Alpari.
Впрочем, не все придерживаются такого мнения. Аналитики Barclays, пишет Bloomberg, отметили, что временное соглашение с Ираном является важным первым шагом, который в конечном счете может привести к нормализации отношений между Ираном и Западом, но снижение цен на нефть, вероятно, будет временным. “Все-таки в краткосрочной перспективе влияние на поставки нефти будет небольшим, так как основная часть санкций осталась в силе”, – считает Виктор Шум, представитель американской компании IHS Purvin and Gertz в Сингапуре. По оценкам эксперта, Brent значительно выросла на прошедшей неделе, когда стало понятно, что “переговоры идут не очень хорошо”, а на текущей неделе цены просто были скорректированы вниз.
В этом есть и важный аспект для Украины. С падением цен на Brent автоматически снизилась и цена на российский сорт тяжелой нефти Urals, стоимость которой рассчитывается на основе цены европейского аналога. Именно этот сорт нефти поставляется российским “ЛУКойлом” для одного из украинских нефтеперерабатывающих заводов – Одесского (владелец – группа компаний ВЕТЭК Сергея Курченко), который заработал в конце сентября 2013 г. Снижение цены на сырье незначительно, однако в перспективе позволит снизить себестоимость продукции и сэкономить существенный объем средств. “Так, только на одном танкере (вместимостью около 80 тыс. т) при снижении цены на $2/баррель можно получить около $1,2 млн. экономии”, – отмечает источник, знакомый с ситуацией на рынке. Такое понижение коснется не только Одесского НПЗ, но и остальных украинских нефтепереработчиков – при общем снижательном тренде переработки нефти, по мнению рыночных экспертов, падение стоимости сырья сыграет на руку как действующим НПЗ – Кременчугскому, входящему в сферу интересов группы “Приват” Игоря Коломойского, и Одесскому, – так и к запускаемому весной следующего года Лисичанскому НПЗ “Роснефти”.
Помимо снижения себестоимости нефтепродуктов, нефтяные колебания могут затронуть и другую, болезненную сферу украинской экономики – газ. “Стоимость российского газа рассчитывается на основе стоимости нефти”, – отмечает директор энергетических программ центра “Номос” Михаил Гончар. Поэтому вполне закономерно, что снижение цены на нефть затронет и стоимость 1 тыс. куб. м. природного газа, которая в сентябре, по данным Государственной службы статистики, составила $429,7/тыс. куб. м. Однако, по мнению энергетического эксперта Валентина Землянского, Украине не стоит рассчитывать на снижение стоимости топлива в ближайшее время. “Временной промежуток колебаний цены – около 9 месяцев. Если цена на нефть снизится и удержится, стоимость газа также отреагирует на эти колебания”, – отмечает он.
С учетом временного лага в 9 месяцев пересмотр цены на газ для Украины кажется довольно призрачным. Ведь длительность снятия санкций с Ирана – всего полгода. Да и есть другие факторы, также влияющие на рынок. 27 ноября в ожидании отчета о запасах энергоносителей в США, по данным Bloomberg, нефть все же подорожала: Brent до $111,35/баррель, а WTI – до $94,14/баррель. (Дело/Энергетика Украины, СНГ, мира)