В Украине продолжают расти цены на нефтепродукты. С начала недели в крупнейших заправочных сетях стоимость топлива повысилась на 10-20 коп. за литр. Участники рынка объясняют это увеличением курса доллара и прогнозируют дальнейший постепенный рост цен. Нынешняя ситуация может привести к сокращению доли импортеров на рынке и постепенному увеличению поставок горючего, произведенного в Украине, отмечают эксперты.
Как рассказали 19 февраля в консалтинговой компании Upeco, 18-19 февраля цены на топливо в крупнейших сетях АЗС вновь резко выросли. Так, с 18 на 19 февраля в сетях АЗС WOG и ОККО горючее подорожало на 10 коп. за литр. На 10-20 коп. подорожали все виды топлива на заправках “Укр-Петроль”. На 20 коп. за литр повысилась стоимость дизельного топлива у КЛО. У киевского “Авиакома” ценники повысились на 20-30 коп. за литр. “Вслед за этими компаниями, которые выступили локомотивом роста, цены повысятся и у других операторов рынка по всей Украине”, – прогнозирует эксперт консалтинговой компании Upeco Александр Сиренко.
Рост цен на топливо в оптовом сегменте начался еще в конце января, а в розничном – в начале февраля. Тогда трейдеры объясняли его падением курса гривны. Директор по коммуникациям компании “Галнафтогаз” (сеть ОККО) Ольга Вельгус заявила, что стоимость нефтепродуктов в начале недели вновь выросла вместе с курсом доллара. “Основные составляющие себестоимости для нас – это цена импортного топлива и акцизный сбор. Поэтому рост стоимости доллара на 10 коп. оборачивается подорожанием горючего на 7-8 коп. И пока доллар растет, топливо будет дорожать”, – говорит Вельгус. На межбанке, начиная с пятницы, курс доллара повысился на 22 коп. и достиг 9 грн.
Директор консалтинговой компании “А-95” Сергей Куюн отмечает, что рост цен на нефтепродукты подогревается трудностями с покупкой валюты, которые испытывают импортеры. “Сегодня резервировать покупку валюты необходимо заранее, что в условиях постоянно растущего курса делает весьма сложным прогнозирование поставок. Трейдеры подают заявку на покупку валюты, а де-факто купив ее, могут приобрести намного меньше горючего. Это приводит к штрафным санкциям со стороны поставщиков и не позволяет нормально планировать поставки, и вследствие трейдеры закладывают дополнительные траты в цену при реализации топлива”, – рассказывает Куюн.
Председатель правления ПАО “Укртатнафта” (Кременчугский НПЗ) Павел Овчаренко говорит, что, помимо роста курса валюты, других причин для подорожания топлива нет. “Сегодня цены на нефть и нефтепродукты на европейских биржах остаются стабильными, поэтому внешних причин для подорожания просто нет”, – заявил Овчаренко. В пресс-службе ПАО “Галичина” (Дрогобычский НПЗ) отмечают, что украинские нефтепереработчики, в отличие от импортеров, сохраняют цены на топливо на прежнем уровне. “Все дело в том, что нефтепереработчики закупают нефть на месяц вперед и потому могут удерживать цены стабильными. Разрыв в ценах на заправках импортеров и на АЗС, которые продают топливо производителей, связан именно с этим”, – говорит эксперт Института энергетических стратегий Юрий Корольчук.
По словам Александра Сиренко, дальнейшая ситуация на рынке будет зависеть не только от курса доллара, но и от стабильности работы “Укрзализныци”, нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и портов. “Пока рост цен никак не связан с нехваткой или дефицитом. Топлива на рынке достаточно. Резкое сокращение поставок возможно лишь при условии перебоев в логистике. Тогда будет резкое подорожание топлива. Пока же возможен лишь плавный рост”, – говорит Сиренко. А Юрий Корольчук отмечает, что рост цен у импортеров может привести к сокращению их доли на рынке и постепенному увеличению поставок горючего, произведенного в Украине. (Коммерсант-Украина/Энергетика Украины, СНГ, мира)