Страны Таможенного союза могут подписать базовый договор об ограничениях в торговле нефтепродуктами в середине мая. Об этом 21 марта сообщил замминистра финансов РФ Сергей Шаталов.
По его словам, очередной этап переговоров между Россией, Беларусью и Казахстаном должен пройти в середине апреля.
Рассматривается несколько сценариев, все они касаются главного вопроса – будут ли сохранены полностью, частично либо отменены тарифные и нетарифные ограничения, которые существуют во взаимной торговле между тремя государствами по нефтепродуктам, рассказал Шаталов.
Среди ограничений замминистра выделил квоты на поставки нефти в Белоруссию и Казахстан, обязательство Белоруссии устанавливать экспортные пошлины на нефтепродукты на уровне РФ и перечислять их Россию в качестве частичной компенсации, запрет Казахстана на поставки светлых нефтепродуктов со своей территории, запрет на поставки темных нефтепродуктов с территории России на территорию Казахстана и др.
“Вполне возможно, нам придется в зависимости от того, какие будут приниматься решения в отношении нефти и нефтепродуктов, и своими акцизами на бензин поиграть, как вариант, отменять”, – цитирует замминистра РБК.
В перспективе все тарифные ограничения планируется отменить, однако один из вопросов, который предстоит решить в ходе переговоров, это каким будет график постепенной отмены.
По словам Шаталова, самый агрессивный сценарий, когда отменяются все тарифные и нетарифные ограничения, предполагает, что российские нефтяники перестают экспортировать нефть и нефтепродукты, и это делают трейдерские “дочки” в Казахстане и Беларуси, там не устанавливается никаких налогов. РФ тогда теряет огромные деньги – порядка $30 млрд. в год.
“Это самый фантастический и агрессивный сценарий. Если сохраняем все ограничения, мы практически ничего не теряем дополнительно, можем идти в рамках того маневра, который у нас есть – по 2 процентных пункта (п.п.), снижая экспортные пошлины и повышая НДПИ. Все проходит спокойно, безболезненно, никаких больших манипуляций не нужно делать”, – сказал Шаталов.
По его оценке, чтобы не терять $30 млрд. и при этом отменить все ограничения, придется искать другие решения, например, быстро снизить экспортные пошлины, увеличить НДПИ, соответственно, компенсировав эти потери.
“При этом цена на нефть на внутреннем рынке резко растет и тогда, чтобы росли цены на моторное топливо, нам надо резко снижать акцизы на бензин. Много разных вариантов”, – отметил замминистра.
“Это сложный переговорный процесс, интересы у трех государств не вполне совпадают, надо искать компромисс. Когда компромисс будет найден, нам станет понятнее, каким образом маневрировать дальше”, – резюмировал Шаталов.
18 марта газета “Ведомости” сообщала, что в правительстве обсуждается возможное изменение параметров налогового маневра в нефтяной отрасли, согласно которому снижение экспортной пошлины на сырую нефть будет более резким, но одновременно будет резко повышен налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). (Агентство нефтегазовой информации/Энергетика Украины и стран мира)