Американский банк Goldman Sachs понизил прогноз цены на Brent сразу со $100 до $85/баррель.
Стремительное падение цен на нефть может заставить государства пересматривать стратегии развития – как проигрывающих от падения, так и потенциальных бенефициаров. Сейчас, за месяц до сессии стран ОПЕК, где будет рассмотрен вопрос о сокращении добычи, мировое сообщество застыло в напряженном ожидании. В случае, если страны ОПЕК не согласятся сократить добычу, может быть скорректирована не только экономическая, но и политическая карта мира.
Проигравшими от низких цен на нефть аналитики называют, прежде всего, Россию, затем Венесуэлу и Иран. В числе тех, кто реально выиграет от снижения цен – Украина, за ней следует Польша и Турция, считают аналитики американского портала Quartz. И даже Соединенные Штаты, чьи энергокомпании пострадают от снижения цен на нефть, все же вошли в десятку стран, которые получат выгоду от падения цен. Quartz пишет, что США выиграют и на политической арене, благодаря “дискомфорту” России от низких цен на нефть.
Основные экономические причины снижения цен – практически на 25% с лета – рос добычи странами-экспортерами, развитие добычи сланцевой нефти в США, укрепление доллара снижение спроса на нефть из-за замедления промышленного роста. Сейчас баррель североморской нефти Brent колеблется на уровне $84-86/баррель, ежедневно дешевея на несколько процентных пунктов. Американская легкая WTI балансирует на уровне, едва превышающем $80/баррель. При этом прогнозы аналитиков говорят, с одной стороны, о продолжающемся снижении спроса на нефть, с другой – о сохранении тренда падения цен.
Международное энергетическое агентство (МЭА) понизило прогноз спроса на нефть в ежемесячном обзоре мирового нефтяного рынка в октябре – на 0,2 млн. баррелей в сутки по сравнению с сентябрьским прогнозом. В докладе агентства говорится, что мировой спрос на нефть составит по итогам года 92,4 млн. баррелей в сутки. Эксперты связывают это с ухудшившимся прогнозом роста мировой экономики.
В то же время добыча нефти в странах ОПЕК в сентябре выросла до самого высокого за последние 13 месяцев уровня, чему способствовало продолжающееся улучшение ситуации в Ливии и рост поставок нефти из Ирака. По сравнению с августом добыча нефти в сентябре выросла на 415 тыс. баррелей в день до 30,66 млн. баррелей в день.
На днях американский банк Goldman Sachs понизил прогноз средней цены на Brent в первой половине следующего года сразу со $100 до $85/баррель, а WTI – с $90 до $75/баррель. Как отмечает РБК, менее двух недель назад эта же команда аналитиков во главе с руководителем исследований сырьевых рынков Джеффом Карри утверждала, что рынок нефти еще не вступил в фазу перенасыщения и цены упали неоправданно сильно и быстро.
И дело не только в росте добычи стран-членов ОПЕК – на понижение играет добыча сланцевой нефти в США. Goldman Sachs фиксирует “структурную трансформацию”: на первый план выходит добыча США, а точнее порог рентабельности по этой добыче. ОПЕК вынужденно переключается на защиту своей рыночной доли.
Интересно, что большинство российских аналитиков видят в происходящем очередную теорию заговора: членов ОПЕК с США для давления на Россию, экономика которой крайне чувствительна к ценам на нефть. Однако не все члены ОПЕК согласны мириться с низкими ценами на нефть – в частности, Венесуэла настаивает на снижении добычи и даже пыталась организовать внеочередную сессию ОПЕК для решения вопроса. С другой стороны, все помнят заявления Саудовской Аравии о готовности к цене барреля на уровне $80. Но если Соединенные Штаты действительно заинтересованы в ослаблении России (что реально как при $80, так и при $85/баррель), то мотивация саудитов помогать в этом США пока невнятна.
Прогнозы российских экспертов относительно экономики страны в случае, если сессия ОПЕК не спровоцирует снижение добычи – пессимистичны. Абсолютное большинство аналитиков сходятся во мнении, что расходы придется снижать, а цены на основные товары возрастут. Это, кстати, наблюдается уже сегодня: только за последнюю неделю цены на бензин выросли примерно на 7 коп. за литр, а индекс потребительских цен, по данным Росстата, с начала года в России увеличился больше, чем на 6% – больше только в Украине.
Однако среди негативных встречаются и комментарии “сдержанных оптимистов”. “Не понимаю, почему цена нефти в $80/баррель воспринимается у нас как национальная катастрофа, – заявил Центру энергетической экспертизы глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. – Нужно просто поадекватнее относиться к госрасходам, вот и все. Почему страна должна рухнуть при цене в $80, я совершенно не понимаю”. “Конечно, жить при $120 для нефтяной страны лучше, чем при 80, – отмечает эксперт. – Проблемы будут, надо честно на это смотреть и готовиться к тому, что праздник жизни, когда направо и налево строятся мосты, а в каждом регионе проходят юбилеи и инвестиционные форумы, утихнет, от этого безобразия надо будет отказываться”. Симонов также уверен, что в войне нефтяных цен сегодня политики значительно больше, чем экономики: “сегодня доля рыночных факторов в цене нефти незначительна – это вопрос, скорее, политический, – говорит он. – Это показал и 2008 г., когда спрос и предложение менялись несильно, а цены скакали от 120 до 60”.
Вместе с тем, старший аналитик рынка The PRICE Futures Group (США) Фил Флинн видит в происходящем политико-экономическое противостояние США и Саудовской Аравии, где ослабление России является, скорее, побочным эффектом. “ОПЕК хочет дать понять производителям сланцевой нефти из США, что они очень разозлились и больше не намерены это терпеть, – заявил аналитики Центру энергетической экспертизы. – Они хотят показать, что их голос все еще является решающим на мировом энергетическом рынке. Большинство подозревает, что $80/баррель является минимальной ценой, при которой затраты американских компаний на добычу сланцевой нефти будут окупаться. Саудовская Аравия намерена проверить стойкость этих компаний. Саудовцы это и раньше делали, практически убивая Техас. Однако, рынок нефти сейчас не тот, что был раньше. Саудовская Аравия может обнаружить, что война за рынок нефти может обернуться против них”.
Сейчас основной интригой остается решение членов ОПЕК относительно добычи нефти. Перевесят ли экономические аргументы политические, будет ясно 27 ноября. Пока же эксперты не ожидают кардинального улучшения ситуации – а значит, снижение стоимости Brent до $80/баррель может ждать еще до Нового года. (Центр энергетической экспертизы/Энергетика Украины и мира)