Цена нефти падает, это заставляет нервничать тех, кто вложил средства в энергетику. Саудовская Аравия и Россия, без сомнений, надеются, что низкие цены поставят крест на сланцевом буме в США. Зеленые с радостью наблюдают за смятением в нефтяном секторе.

Но циклические падения цен свойственны и нефтяному, и остальным рынкам. Да, продавцам высокие цены нравятся куда больше низких. Но нынешний спад открывает дорогу американскому сланцевому буму 2.0. Есть три аргумента, почему снижение цены нефти не помеха сланцевой индустрии.

Во-первых, сланцевая добыча прибыльна и при нынешних низких ценах. Сланцевый бум начался во время рецессии 2008-2009 гг., когда нефть падала ниже $50/барр. Даже когда мировые котировки нефти взлетели за $100, американские сланцевые компании продавали нефть по $85-90.

Этот спрэд между американской ценой нефти WTI и мировой Brent – следствие перепроизводства местной нефти при ограниченных возможностях по ее хранению, транспортировке и переработке. Тем не менее за последние пять лет в отрасль пришло более $500 млрд. частных инвестиций. Индустрия сланцевой нефти в США оказалась достаточно прибыльной, чтобы поддерживать быстрый рост добычи и развитие инфраструктуры при внутренних ценах на нефть, сопоставимых с нынешними мировыми.

Во-вторых, добыча сланцевой нефти становится эффективнее. А значит, она может быть прибыльна и при ценах ниже нынешних. Методы добычи – горизонтальное бурение, гидроразрыв пласта плюс развитие информационных технологий, позволяющих определить, где надо бурить, и дающих возможность продвигаться точно по извилистым сланцевым пластам, – уже стали эффективнее, чем в начале бума.

Добыча сланцевого и традиционного газа в расчете на одну буровую за последние четыре года увеличилась более чем на 300%, подсчитала EIA. Такой рост производительности может поспорить с солнечной энергетикой (если учитывать капзатраты на единицу добычи). Но в последнем случае для рывка потребовалось 15 лет, и сейчас рост продуктивности солнечной энергетики замедляется. В индустрии сланцевой нефти такого замедления не наблюдается.

В-третьих, довод за сланцевую добычу – гигантские масштабы и разнообразие американской нефтяной инфраструктуры. У многих нефтедобывающих стран есть всего несколько месторождений и небольшое число добывающих компаний. Порой и вовсе одна-единственная. В США нефтяных месторождений десятки, добывающих компаний тысячи и еще десятки тысяч связанных с нефтянкой фирм плюс миллионы километров нефтепроводов и железных дорог.

Среди этих тысяч компаний обязательно найдутся первооткрыватели вроде тех, кто начал сланцевую революцию. Когда рентабельность будет падать из-за низких (возможно, ниже нынешних) цен, эти пионеры будут пробовать революционные способы добычи.

Не думайте, что самые современные технологии бурения уже применяются на практике: мол, их легко внедрять, когда компании купаются в деньгах. Рациональный бизнес неохотно отказывается от действующих технологий и оборудования, чтобы попробовать что-то новое. Тяжелые времена лучше способствуют тому, чтобы бизнес пытался увеличить прибыль за счет роста эффективности.

Появляются все новые технологии, в том числе автоматизированное бурение, микробурение (позволяет быстрее разворачивать оборудование благодаря меньшей рабочей площади буровой), новые виды бурения (возможно, скоро будут использовать лазеры), аналитика больших данных (оптимизирует добычу благодаря обработке гигантских объемов информации).

Не стоит забывать и о нанотехнологиях, которые могут радикально улучшить химический состав сырья и повысить экологическую безопасность, оборотное водоснабжение на буровых и даже разрыв пласта без использования воды, новые виды высокочувствительного скважинного оборудования, с помощью которого можно будет резко нарастить добычу благодаря технологиям построения изображения в реальном времени и микросейсмическому мониторингу.

Через несколько лет на вооружение будут приняты новые технологии. Журналисты снова начнут удивляться, как “неожиданно” добыча в США увеличилась еще на 3 млн. барр./сутки на фоне бурного роста последних лет. Постепенно это изобилие распространится и на другие страны, где запасы сланцевой нефти сопоставимы с американскими. Цены на сырье останутся цикличными, но новые циклы могут быть вызваны применением новых технологий. А мир по-прежнему будет залит нефтью. (Ведомости/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий