Чтобы остановить энергетический бум в США, баррель нефти должен подешеветь по меньшей мере еще на $20, считают эксперты. Тем не менее, некоторые небольшие американские нефтедобытчики могут столкнуться с серьезными проблемами и при менее значительном снижении цен.
Согласно федеральной статистике США, в октябре добыча нефти в США достигла 8,97 млн. баррелей в день. При этом лидеры нефтяного бума – небольшие и средние компании, а не мировые гиганты. Некоторым из них пришлось занять много средств, и погашать долги им было легче, когда баррель нефти стоил $107, что было всего четыре месяца назад. Сейчас декабрьский фьючерс на нефть WTI стоит $82,2 (цена закрытия 29 октября), а в некоторых регионах США, где не хватает трубопроводов для транспортировки нефти к НПЗ, добывающим компаниям приходится продавать ее еще дешевле.
Пока американские компании не отреагировали на снижение цен на нефть: с 20 июня (барель WTI стоил тогда $107,26), число буровых установок, работающих на суше, несколько увеличилось. Но кажется, что представители Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК) уверены, что ситуация скоро изменится. Как заявил 29 октября генеральный секретарь ОПЕК Абдалла Салем эль-Бадри, если нынешние цены сохранятся, половина сланцевой нефтедобычи в США станет экономически невыгодной, что заставит компании свернуть ее.
Многие американские специалисты не разделяют эту точку зрения. По их словам, при нынешних ценах компании могут поддерживать добычу на прежнем уровне, поскольку за последние годы они повысили ее эффективность. Например, согласно федеральной статистике, с 2012 г. объем нефти, извлекаемой из каждой новой скважины в южном Техасе, почти удвоился.
Чтобы “по-настоящему навредить” добыче сланцевой нефти в США, цены должны опуститься до $50/баррель, считает Марианна Ках, главный экономист ConocoPhillips. По ее словам, 80% американских сланцевых проектов (а ConocoPhillips выступает одним из ведущих операторов) будут прибыльными при ценах от $40 до $80/баррель WTI.
Как полагает Джейсон Бордофф, директор Центра глобальной энергетической политики Колумбийского университета, цены на нефть должны снизиться намного сильнее, чтобы сланцевый сектор США оказался под серьезным давлением. “Я не уверен, что $80 достаточно, – говорит он. – Настоящим стресс-тестом может стать, скажем, цена в $60 или $65”.
Наиболее активное бурение ведется в бассейне Permian в западном Техасе. При нынешних ценах возможностей для бурения там – хоть отбавляй, заявил в октябре Стив Чейзен, гендиректор Occidental Petroleum. При цене $75/баррель многие проекты будут экономически выгодными, а при $50 – уже нет, сказал он во время телеконференции с аналитиками. Согласно исследованию Robert W. Baird, в зависимости от месторасположения проекты в бассейне Permian будут прибыльными при ценах от $57 до $75. Вероятно, что такие компании, как Chevron, Apache и Pioneer Natural Resources, продолжат там свою деятельность.
Проекты на более южном техасском сланцевом месторождении Eagle Ford могут быть прибыльными и при ценах от $53 до $65, по расчетам Robert W. Baird. Для добычи сланцевой нефти на месторождении Bakken в Северной Дакоте, где работают Continental Resources, Whiting Petroleum и Hess, приемлема цена на уровне $61-75/баррель.
Однако дальнейшее снижение цен, пусть и незначительное, может начать негативно отражаться на низкомаржинальных проектах: должны пострадать небольшие компании с высокой задолженностью, отмечает аналитик Robert W. Baird Дэниел Катценберг. Особенно это касается компаний, работающих в районах, где добыча нефти ведется недавно, поскольку издержки там должны быть выше. Это касается сланцевого месторождения Tuscaloosa Marine в штатах Луизиана и Миссисипи и некоторых малоизученных сланцевых месторождений в Оклахоме.
Нынешняя ситуация с ценами напоминает стресс-тесты, которые должны показать, у каких компаний все в порядке с финансами и операционной деятельностью. Наиболее уязвимы те, что тратят слишком много на аренду оборудования для бурения или имеют высокие операционные издержки. На Уолл-стрит уже пытаются определить устойчивые энергетические компании и возможных неудачников. К последней группе относится небольшая компания из Хьюстона Goodrich Petroleum. С тех пор как нефть в июне начала дешеветь, котировки ее акций опустились примерно на 70%. За это же время Energy Index, индекс энергетических компаний Нью-Йоркской фондовой биржи, снизился на 16%. Goodrich как раз работает на месторождении Tuscaloosa Marine.
Но пока компании не хотят сокращать бурение. Вряд ли они будут увольнять буровиков, которых обучали работать эффективнее. Кроме того, никто не хочет первым сокращать добычу, так как это может сыграть на руку конкурентам. “Если сложно призвать к совместным действиям 12 стран ОПЕК, попробуйте заставить тысячи независимых операторов согласиться отреагировать на снижение цен на нефть”, – отмечает старший аналитик Wood Mackenzie Р. Т. Дьюкс.
Также многие компании воспользовались хеджированием, гарантировав выгодную цену на часть добываемой нефти. А срок погашения задолженности у энергетических компаний обычно составляет несколько лет. По мнению Роберта Хефнера III, основателя и владельца энергетической компании GHK из Оклахомы, многие компании могут столкнуться с проблемами только после 2015 г.
Руководители Noble Energy говорили инвесторам в конце октября, что пересмотрят планы по капиталовложениям, если нефть продолжит дешеветь. Тем не менее, компания захеджировала свою добычу, чтобы защититься от изменения цен, и может переключиться на разработку месторождений на шельфе. Однако такая возможность есть далеко не у всех компаний.
Первыми почувствовать удар могут нефтесервисные компании, поскольку нефтедобытчики стремятся сократить издержки, связанные с бурением и гидроразрывом пласта. Акции Halliburton, которая активно помогает компаниям разрабатывать сланцевые месторождения в США, с конца июня подешевели на 23%. Но ее гендиректор и председатель совета директоров Дейв Лезер в октябре отметил, что в компании не заметили снижения активности американских клиентов. (Ведомости/Энергетика Украины и мира)