Ровно двадцать лет назад в Латвии была зарегистрирована Ассоциация биогаза. Данный факт стал свидетельством официального интереса к производству энергии из этого возобновляемого источника. Сейчас в стране работают пятьдесят четыре станции, производящие биогаз из биомассы и отходов и превращающие его в электро- и теплоэнергию, сообщает портал Lsm.lv.
При этом, сорок четыре станции работают в селе, пять — на мусорных свалках, две — на сточных водах алкогольного и пивного заводов, три — на рижских водоочистных сооружениях. Они производят более 150 млн кубометров биогаза в год. Этого бы хватило, чтобы в течение года обеспечивать электроэнергией 140 тысяч домашних хозяйств или такой город, как Даугавпилс (официально — 100 тысяч населения). Но в Латвии только населенный пункт Иецава использует энергию от биогаза для поддержания тепла в жилищах, а остальные производители — для отопления собственных хозяйств или продают ее госконцерну Latvenergo.
Биогаз, впрочем, как и другие возобновляемые источники энергии, в государстве всерьез не воспринимают. До 2016 года действует мораторий для производителей «зеленой энергии» — у Министерства экономики Латвии есть предложение продлить его до 2017 года. Все проекты заморожены, поэтому будущее отрасли туманно.
Руководитель Ассоциации биогаза Андис Карклиньш заявил в программе «Домская площадь» «Латвийского Радио-4»: «Развитие энергетики на возобновляемых ресурсах остановлено — этот процесс начался при министре Павлютсе (Даниэль Павлютс, возглавлявший Минэкономики Латвии c конца 2011 по начало 2014 года — прим. ИА REGNUM). Они решили, что надо ограничить число лицензий. На тот момент разрешений взяли где-то пятьсот… Но они же все ограничены по срокам строительства. Время прошло, разрешения ликвидированы, потому что за два года люди ничего не построили. И годных разрешений остался мизер».
Предприниматели, по выражению Карклиньша, «отбежали в сторонку» переждать, потому что не знают, каким будет регулирование и что ждет подобные проекты в будущем. В то же время Латвии нужно выполнять взятое перед Европой обязательство: в стране к 2020 году должно насчитываться 92 производителя энергии из биогаза. За год можно построить чуть больше десятка станций, и, если мораторий продлят, планы правительства о 40% энергии, получаемой из возобновляемых ресурсов, останутся на бумаге.
Напомним, Даниэль Павлютс, в то время когда занимал министерский пост, неоднократно выступал с критикой сложившейся в Латвии системы производства «зеленой энергии». В частности, он заявлял: «Нет сомнений, что так называемая „зеленая энергия“ и когенерация (процесс совместной выработки электрической и тепловой энергии) является современными и перспективными видами получения энергии. Тем печальнее, что до сих пор действующая в Латвии система поддержки „зеленой энергии“ заработала репутацию „политического бизнеса“, что не способствует ни эффективному развитию отрасли, ни повышению доверия общества к государству в целом. Мы прошли нелегкий путь от истории с малыми ГЭС, принадлежавших в результате удивительных совпадений супругам некогда правящих политиков, до ситуации, в которой практически любое производство энергии при наличии приставки „био“ связано с приближенными к власти бизнесменами».
“Нельзя ради статистических показателей жертвовать возможностями для роста народного хозяйства и улучшения благосостояния жителей. Мы не можем развивать одну отрасль за счет других, ущемляя их конкурентоспособность. Мы не можем допустить, чтобы под прикрытием движения к условной евросоюзной цели в Латвии сохранялась неэффективная и непрозрачная система поддержки, уже создавшая за счет налогоплательщиков новую элиту «зеленых спекулянтов», — говорил Павлютс. (ИА REGNUM /Энергетика Украины и мира)