Около 120 тыс. т ГСМ получит Казахстан до конца этого года. Основные поставки запланированы из России и Беларуси. Сейчас на цену большее давление оказывают валютные колебания.

“Есть еще скачок из-за того, что доллар и евро подорожали к национальной валюте. Это в основном из-за валютных рисков, конечно. Потому что у нас сейчас есть привязка, потому что цена у нас с этим больше связана была, не как с дефицитом”, – сказал пресс-секретарь Министерства энергетики РФ Ольга Голант.

Дефицит бензина в России откликнулся и в Казахстане. Причиной сокращения поставок стало увеличение потребления на собственном рынке РФ, аварийный простой нескольких НПЗ в октябре этого года, а также большая разница в ценах двух стран. А вот казахстанцы нехватку топлива начали ощущать еще с марта этого года. Тогда же поднялась и цена на горючее. Для стабилизации ситуации правительство предприняло несколько шагов: увеличена загрузка отечественных НПЗ, перенесен плановый ремонт Шымкентского завода с октября этого года на март следующего, а также увеличены объем и география импорта ГСМ: Россия, Беларусь, Финляндия и Румыния.

“С целью покрытия недостающих объемов светлых нефтепродуктов в соответствии с соглашением между правительством Казахстана и России были подписаны индикативные балансы нефтепродуктов, предусматривающие беспошлинные поставки из России в Казахстан в 2014 г. 958 тыс. т автобензина и 470 тыс. т дизтоплива”, – отметил первый вице-министр энергетики Узакбай Карабалин.

120 тыс. т 92-го бензина до конца года планирует завезти в Казахстан нацкомпания “КазМунайГаз”. Впрочем, импортировать топливо могут и частные предприниматели. А вот увеличения поставок с отечественных НПЗ пока ждать не стоит. До 2016 г. заводы на реконструкции и модернизации. Если раньше мощность предприятий была до 14 с половиной млн. т топлива в год, то после ремонта на 4 млн. т станет больше. Но и качество не будет уступать евростандартам. По прогнозам отечественных экспертов, нужды в импорте уже не будет.

“На наших заводах в среднем глубина переработки – 50-60%, то есть мы только извлекаем 50-60% светлых нефтепродуктов – это бензин, дизельное топливо, остальное уходит в осадок, остаток. А если мы увеличим глубину до 95-98, то есть мы выжимаем все что есть, бензин, дизельное топливо – объем увеличивается”, – объяснил вице-президент Национальной инженерной академии Надир Надиров.

Ежегодно в Казахстане добывается около 80 млн. т нефти. Из них на переработку для внутренних нужд остается 14 млн. т, остальное – на экспорт. Однако для полного обеспечения казахстанцев горючим импортируется еще около двух млн. т нефтепродуктов. Насколько изменится ситуация после модернизации НПЗ, покажет только время. (OilNews.kz/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий