Конфликт вокруг угля из ЮАР привел к срыву поставок в Украину дефицитного топлива. Воспользовавшись ситуацией, крупнейший российский экспортер “Кузбасская топливная компания” заявила, что не будет увеличивать поставки угля в Украину. Даже непризнанные республики ДНР и ЛНР, которые еще в понедельник предлагали украинским властям закупить топливо у них, теперь заявили, что никаких поставок не будет. Где теперь искать уголь – непонятно.
Скандал с поставками угля из ЮАР, который разгорелся в конце прошлой недели, получил новый виток. Еще 7 ноября президент Петр Порошенко на заседании СНБО поручил Генпрокуратуре проверить, насколько честно и прозрачно была заключена сделка по приобретению 1 млн. т южноафриканского угля. После этого ГПУ допросила руководство госкомпании “Укринтерэнерго” (заключала контракт на поставку угля из ЮАР), компании “Центрэнерго” (для которой предназначался этот уголь) и министра энергетики и угольной промышленности Юрия Продана. После допросов никто не был задержан или арестован.
Однако 12 ноября на заседании Кабинета министров этот скандал получил новое развитие. Министр внутренних дел Арсен Аваков заявил, что за этими проверками может стоять не просто желание удостовериться в прозрачности сделки, а попытка сорвать закупки угля Украиной. “Я считаю, что Минэнергоугля и правительством манипулируют, я считаю, что компания должна возобновить поставки угля из ЮАР. Есть компании, которые заинтересованы в том, чтобы поставить нас в зависимость от Российской Федерации или лжеорганизаций ДНР, ЛНР”, – возмутился он.
Премьер-министр Арсений Яценюк сообщил, что после того как Генпрокуратура начала проверять эту сделку и провела допросы чиновников, Украина потеряла возможность закупать уголь у кого бы то ни было, кроме России или самопровозглашенных ДНР и ЛНР. Поэтому премьер поручил СБУ срочно разобраться, кто за всем этим стоит.
Из-за проверки сделки по закупке южноафриканского угля компания Steel Mont Trading, которая планировала привезти 1 млн. т угля из ЮАР, отказалась от дальнейших поставок, опасаясь неуплаты или блокирования отгрузки. Юрий Продан заявил, что для заключения новых контрактов с поставщиками (кроме России или ДНР и ЛНР) потребуется минимум полтора месяца.
Компания “Укринтерэнерго” еще 11 ноября пояснила, что из законтрактованных 1 млн. т угля в Украину доставлено только 250 тыс. т, документы оформлены еще на 250 тыс. т, но из этого объема только 85 тыс. т уже поступило в украинский порт. В то же время поставка остальных 0,5 млн. т – под большим вопросом.
Steel Mont Trading 12 ноября подтвердила “Капиталу”, что собирается поставить только 0,5 млн. т. На вопрос о том, ведутся ли переговоры с “Укринтерэнерго” о поставке второй партии угля в размере 0,5 млн. т, директор Steel Mont Trading Хардип Бери ответил: “В данный момент – нет. Мы подождем решения политических проблем в Украине”. При этом он подчеркнул: “С учетом имеющихся фактов мы будем просить правительство Украины провести международный тендер на будущие поставки угля”.
По словам председателя Независимого профсоюза горняков Украины Михаила Волынца, на складах государственных и частных шахт, которые остались на территории ДНР и ЛНР, накопилось по 2 млн. т угля. Часть его будет использована для собственных нужд, но остальное могло бы быть продано на территорию, подконтрольную украинским властям – ведь нужно обеспечивать содержание контролируемого этими республиками региона и выплачивать зарплаты, считает он.
Юрий Продан подтвердил “Капиталу”, что за счет поставок угля с шахт, контролируемых ДНР и ЛНР, можно было бы закрыть потребность Украины в угле. “Каждый месяц оттуда можно поставлять порядка 1 млн. т угля, что будет достаточно, чтобы покрыть его дефицит”, – сказал он. Правда, по словам министра, пока официальных переговоров на этот счет не ведется.
Однако к вечеру 12 ноября стало понятно, что скандал с углем из ЮАР был только началом. Крупнейший российский экспортер угля – “Кузбасская топливная компания” (КТК) – заявила, что в краткосрочной перспективе не планирует существенно увеличивать поставки энергетического угля в Украину, даже, несмотря на наличие спроса на него.
Директор московского представительства компании Василий Румянцев сообщил “Интерфаксу”, что в настоящее время КТК продает Украине лишь несколько тыс. т угля в год в рамках трех контрактов. “Никаких переговоров об увеличении поставок в настоящее время не ведется”, – подчеркнул Румянцев, уточнив, что даже если Украина будет заинтересована в угле КТК, “взаимодействие будет осуществляться через министерство энергетики РФ, а мы будем работать уже с конечными потребителями – электростанциями”.
Передумала продавать уголь украинским властям и самопровозглашенная ДНР. Министр топлива и энергетики ДНР Алексей Грановский сообщил “Интерфаксу”, что поставки угля возможны в любом направлении, но только не в Украину. Нежелание поставлять уголь украинским властям он объяснил ведением боевых действий на территории Донбасса.
По мнению аналитика госпредприятия “Укрпромвнешэкспертиза” Александра Крайникова, сейчас найти антрацит на внешних рынках сложно, поскольку это довольно редкий уголь. В мире всего пять основных добытчиков угля: Украина, Россия, ЮАР, Вьетнам и Китай, при этом последние две страны сфокусированы на себя. Поэтому для Украины остается только Россия и ЮАР. Однако если удастся заключить контракт на поставку угля, основное время займет его транспортировка.
При этом эксперт пояснил, что уголь продается на контрактной основе, когда сделки заключаются заблаговременно, и на спотовом рынке – когда покупатель может приобрести только те объемы, которые есть в наличии на момент покупки. “Заключить длительный контракт нам сегодня не грозит”, – отметил Крайников. Он также выразил удивление тем, что высокая цена угля из ЮАР в Украине вызывает подозрение: “Дешевле мы не купим”.
По словам Крайникова, примерный объем экспорта угля марок “А” (антрацит) и “Т” (тощий уголь) составляет 6-7 млн. т в год, а уголь других марок экспортируется в гораздо меньших объемах.
Кабмин 12 ноября в пожарном порядке решил ограничить или даже вовсе запретить экспорт украинского угля. Однако это мало поможет: экспорт отечественного угля и так значительно сократился в последние месяцы. По данным Государственной фискальной службы, если в январе-августе было экспортировано 6,2 млн. т, то за сентябрь-октябрь – всего 0,6 млн. т. (Капитал/Энергетика Украины и мира)