“Начинается новая глава в истории нефтяных рынков”, – объявило 14 ноября Международное энергетическое агентство. Ждать скорого возвращения цен к отметкам в $100/баррель не стоит, уверены его аналитики. 14 ноября цена барреля североморской нефти Brent впервые за последние четыре года опустилась ниже $77. В последний раз так дешево нефть стоила 23 сентября 2010 г. “Экономическое развитие больше не стимулирует рост спроса”, – объясняют в опубликованном 14 ноября обзоре аналитики Международного энергетического агентства (МЭА). По их прогнозу, в первом квартале 2015 г. мировой спрос снизится примерно на 1% по сравнению с текущим кварталом и составит 92,6 млн. барр. в сутки.
МЭА пишет о структурных изменениях на рынке энергоресурсов: Китай вступает в фазу менее энергоинтенсивного роста, США совершенствует технологии добычи сланцевой нефти. Если прогноз агентства по спросу сбудется, цена в ближайшей перспективе не превысит $100/баррель.
Но есть и более драматичный сценарий: свой прогноз по ценам на Brent на днях также сократил банк JP Morgan, снизив его в следующем году с $115 до $82, в 2016 г. – до $87,8/баррель. Поддержать цены в краткосрочной перспективе могло бы ограничение поставок со стороны основных экспортеров. Но аналитики банка считают, что на следующем заседании в конце ноября страны ОПЕК не смогут договориться об ограничении добычи. В таком случае цена Brent может опуститься до $70/баррель в декабре и до $65 в январе 2015 г. “Я бы не стал говорить о конкретных цифрах, но давление на цену со стороны растущего предложения продолжится (в 2015 г.). Страны ОПЕК больше не будут сдерживать добычу – инвестиции в добычу стран ОПЕК и Америки в 2014 г. огромны”, – считает Лев Сныков, партнер Greenwich Capital. По его словам, низкие цены на нефть работают в пользу крупнейшего экспортера – Саудовской Аравии: ей выгоден растущий доллар.
Еще одной причиной дешевеющей нефти стала снижающаяся себестоимость добычи. “Сейчас в среднем по миру она составляет $60/баррель. Это результат технологических разработок последних лет”, – добавил он.
Эффект от падения цены на $20/баррель распределится неравномерно, говорит главный экономист Societe Generale Михала Маркуссен. “После такого “нефтяного шока” рост мирового ВВП через год окажется на 0,26 п.п. выше, но по экономикам стран-экспортеров будет нанесен существенный удар”, – отмечает она. И ощутимей всего этот удар будет по России – в первый год такого сценария экономический рост страны снизится на 1,75 п.п., говорит эксперт.
Шоковый сценарий пока разделяют не все. К примеру, UBS прогнозирует, что снижение спроса на нефть в мире будет краткосрочным, а средняя цена на Brent в следующем году установится на уровне $100, что соответствует прогнозу МЭА.
Сейчас такой сценарий кажется оптимистичным, отмечает старший аналитик “Уралсиб Кэпитал” Алексей Кокин, но цена нефти, действительно, еще может скорректироваться, если США и другие страны пойдут на снижение добычи. “Сейчас мы наблюдаем чрезмерную реакцию на переизбыток нефти, но это может оказаться временным явлением”, – считает аналитик.
Российские нефтяные компании уже чувствуют изменения на мировом нефтегазовом рынке. Из-за ухудшения конъюнктуры многим придется пересматривать инвестиции на 2015 г., отмечает аналитик UBS Константин Черепанов. Из-за снижения цены в равной степени страдают все компании, но из-за крупного долга чуть больше – “Роснефть”, отмечает он. Ей, возможно, предстоит выбирать между выплатой долгов и дивидендов, соглашается Кокин. Зато у “Сургутнефтегаза” и “Татнефти” проблем не будет – у них чистый долг отсутствует.
Инвестпрограмма “Газпром нефти” на 2015 г. будет скорректирована до конца этого года, сказал РБК заместитель гендиректора по экономике и финансам Алексей Янкевич. Пока компания справляется с рефинансированием долговых обязательств, несмотря на санкции и связанные с ними проблемы с доступом к долгосрочному финансированию из стран Запада, сказал он.
“Газпром” также не режет бюджеты и зарплаты сотрудников, компания работает стабильно, говорит ее представитель.
В “Роснефти” пока нет глобальных сокращений сотрудников, зарплата остается на прежнем уровне, прием новых сотрудников не заморожен, рассказали РБК двое источников в компании. “Пока ничего не слышно о переверстке бюджетов или замораживании серьезных инвестпроектов, например бурения на шельфе Арктики, планируем все сделать, текущие цены на нефть не критичны”, – сказал один из них.
Официальные представители “Роснефти” и “ЛУКойла” от комментариев отказались. Представители “Сургутнефтегаза” и “Газпром нефти” не ответили на запросы РБК.
Россия готовится не только к падению цен, но и к ограничению западными партнерами экспорта нефти и газа, заявил 14 ноября глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев. “Я не думаю, что санкции против России ужесточатся, но мы предусмотрели такую возможность в некоторых наших прогнозах. Мы прорабатываем сценарий возможного ограничения экспорта российского газа и нефти”, – сказал он в интервью Русской службе Би-би-си. Дать точный прогноз цены на нефть в долгосрочной перспективе Улюкаев считает практически невозможным, но полагает, что цены на нефть успокоятся, найдя новое равновесие.
Улюкаев подчеркнул, что федеральный бюджет от снижения нефтяных цен серьезно не пострадает, так как в этом случае курс рубля снизится и потери будут покрыты притоком дополнительных рублевых доходов. В то же время на рядовых гражданах и компаниях падение нефтяных цен, по словам министра, может сказаться достаточно серьезно.
Компаниям, подпавшим под санкции, государство обещало помогать (об этом в начале сентября заявлял министр финансов Антон Силуанов). На реализацию “Ямал СПГ” государство пообещало выделить НОВАТЭКу 150 млрд. руб. Кроме того, Минприроды согласилось продлить срок действия лицензий на несколько крупных месторождений компании, а также перенести сроки ввода многомиллиардного проекта “Арктик СПГ-2”. О господдержке за счет средств Федерального фонда благосостояния (ФНБ) просила и “Роснефть”, решение пока не принято. (РБК/Энергетика Украины и мира)