Министерство энергетики и угольной промышленности 27 января организовало посещение журналистами Трипольской ТЭС, входящей в государственную генерацию “Центрэнерго”.

Станция находится возле села Триполье в Обуховском районе Киевской области. Ее проектная мощность – 1800 МВт.

ТЭС работает на антрацитовом штыбе из Донецкой области. Но сейчас ее склад загружен углем из ЮАР, который закупила госкомпания “Укринтерэнерго” во главе с Владимиром Зиневичем в конце прошлого года у лондонского трейдера Steel Mont Trading. Всего в Украину было завезено около 500 тыс. т африканского угля.

По состоянию на 27 января на складе Трипольской ТЭС находилось около 35 тыс. т этого угля.

В ноябре 2014 г. Генпрокуратура начала уголовное производство, связанное с нарушениями при его закупке, а в декабре директор “Укринтерэнерго” был арестован и провел в Лукьяновском СИЗО 11 дней. “Этот уголь не горит на украинских ТЭС”, – заявил тогда генеральный прокурор Виталий Ярема.

Теперь министерство и новое руководство “Центрэнерго”, которое сменилось после угольного скандала, решили доказать обратное.

На Трипольской ТЭС собрались заместитель главы Минэнергоугля Юрий Зюков, новый гендиректор “Центрэнерго” Игорь Балабанов и директор Трипольской ТЭС Петр Кравец.

Примечательно, что на показательном сжигании топлива отсутствовал министр энергетики Владимир Демчишин. Из-за его прошлой работы в компании ICU Валерии Гонтаревой он, как и Виталий Ярема, считается близким к президенту Петру Порошенко.

“Поскольку этот уголь мы сжигали первый раз, то сначала сжигали один к трем – три части российского угля и одну часть южноафриканского, – рассказывал журналистам директор ТЭС Петр Кравец. – Эта была чисто наша инициатива. Потом мы посмотрели на процесс – все нормально. Перешли на сжигание один к одному. А закончили эксперимент на чисто африканском угле”.

На мероприятие пришли и специалисты Института угольных технологий. Отчет института, вырвав фразы из контекста, ГПУ использовала в уголовном деле, как доказательство плохого качества угля из ЮАР.

“Уголь ЮАР действительно является непроектным топливом, – рассказывал старший специалист института Николай Чернявский. – У него более тугоплавкая зола, чем у донецких антрацитов, больше выход летучих веществ и калорийность гуляет. Но на моей памяти это, по меньшей мере, пятый непроектный уголь, с которым сталкивается энергетика Украины. Все это совершенно нормально”.

После того, как энергетики презентовали теорию, журналистов повели к энергоблокам и котлам ТЭС. По дороге директор станции Петр Кравец обращался к какому-нибудь сотруднику с вопросом о том, есть ли проблемы со сжиганием угля.

Возле энергокотла провожатые даже открыли заслонку размером в кулак. Вот, мол, смотрите. Операторы направили туда объективы камер. А там, как и следовало ожидать, горел африканский уголь.

С наглядными доказательствами все было ясно. Не понятно лишь, почему украинские прокуроры оказались более подкованы в технических условиях эксплуатации ТЭС, чем украинские энергетики, и постановили, что африканский уголь плохого качества.

“Какая позиция министерства? Почему начался этот скандал?” – набросились журналисты на замминистра Юрия Зюкова. “Вы прекрасно видели, что уголь горит без использования газа, – осторожно отвечал Зюков. – Я не могу комментировать прокуратуру”.

В качестве приглашенных гостей на показательном сжигании угля присутствовали и представители Генпрокуратуры. Когда журналисты бросились к ним, чтобы выяснить позицию ГПУ, оказалось, что это сотрудники МВД. “Передадим в ГПУ то, что видели, – нехотя отвечали они на расспросы. – Больше ничего сказать не можем, потому что следствие продолжается”.

Последним камнем в огород генпрокурора Виталия Яремы был спич гендиректора “Центрэнерго” Игоря Балабанова, который рассказал, что компания рассматривает возможность и дальше везти уголь из ЮАР. “Если мы не будем получать уголь из России и Донбасса, то у нас есть наработки, чтобы по контрактам получить уголь из ЮАР”, – заявил Балабанов.

Почему в ноябре-декабре 2014 г. энергетики “Центрэнерго” не пригласили Генпрокуратуру на станцию, чтобы доказать нормальное качество угля, понять так и не удалось. (Инсайдер/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий