Минприроды отказалось от единого фонда для ликвидации месторождений – идея о коллективной ответственности добывающих предприятий не учтена при доработке законопроекта.
Министерство природных ресурсов при доработке поправок в закон “О недрах” отказалось от ранее обсуждаемой идеи о создании единого ликвидационного фонда для добывающих предприятий. Документом предусмотрена обязанность каждой компании формировать по каждому месторождению свои фонды для ликвидации сооружений, которые использовались при добыче полезных ископаемых (шахты, буровые скважины и проч.). Сейчас предприятия нередко уклоняются от проведения таких работ, в результате все расходы ложатся на государство.
В ходе разработки законопроекта, которая идет с 2012 г., обсуждались различные механизмы формирования ликвидационных фондов. Рассматривалась, например, возможность предоставления компаниями госорганам банковских гарантий вместо отчислений живых денег в фонды. Одна из последних наработок касалась создания единого фонда для добывающих компаний по аналогии с фондом страхования вкладов. Этот фонд при Агентстве по страхованию вкладов формируется за счет ежеквартальных отчислений банков, привлекающих вклады, и предназначен для выплат вкладчикам в случае банкротства одного из них. В последней версии законопроекта (копия есть у “Известий”), отправленной ряду министерств и ведомств, эти наработки не учтены. Документом предусмотрена обязанность добывающих предприятий формировать ликвидационный фонд под каждый проект.
Величина фонда, согласно проекту закона, будет определяться в каждом случае индивидуально, исходя из комплекса мероприятий, которые необходимо будет произвести (например, на основе ранее уже понесенных затрат на выполнение аналогичных работ). Величина фонда может корректироваться, ее обоснованность будет ежегодно подтверждаться в рамках аудита отчетности компании. Законопроект вводит административную ответственность за невыполнение обязанности по созданию ликвидационных фондов – штраф в размере до 1 млн. руб.
Размер отчислений будет зависеть от объема добычи (пропорционально ее фактическому уровню). По взносам дадут отсрочку: начать отчисления компания должна будет с момента достижения выработанности месторождения на уровне 25-30% или спустя 5 лет после того, как запасы одного из видов полезных ископаемых впервые сократились на 1%. Средства фондов могут быть размещены на депозиты в банках, включенных в десятку крупнейших банков или в государственные ценные бумаги, говорится в пояснительной записке к законопроекту, – эти детали предполагается установить постановлением правительства.
Законопроектом планируется определить и послабления: так, предприятия, отвечающие ряду критериев, смогут обойтись корпоративной гарантией и не создавать ликвидационный фонд. Такая гарантия предоставляется путем заключения соглашения между компанией и Минприроды. Воспользоваться этой альтернативой смогут лишь предприятия, которые являются налоговыми резидентами России, не входят в иные группы пользователей недр, а также имеют определенные показатели деятельности (к ним могут быть отнесены уровень добычи полезного ископаемого, размер чистых активов и проч., эти критерии определит позже правительство).
Создание ликвидационных фондов обусловлено тем, что сейчас нет никаких гарантий того, что предприятия исполнят возложенные законом обязательства. По закону “О недрах” они должны за свой счет производить ликвидацию всех используемых сооружений после окончания отработки месторождения. На деле, как отмечено в пояснительной записке к проекту, на завершающих этапах отработки месторождения компании фактически устраняются от ликвидационных работ (отказываются от лицензии на добычу полезных ископаемых, лицензиат признается банкротом и т. п.). Нерентабельные шахты при этом не ликвидируются из-за недостатка денег у добытчиков. В результате “во многих случаях ликвидация последствий проведения горных работ практически полностью возлагается на государство”, говорится в документе.
По словам министра природы и экологии РФ Сергея Донского, ликвидационные фонды не фискальная нагрузка, это механизм, гарантирующий, что не только крупные компании смогут выполнить необходимые работы по ликвидации инфраструктуры и рекультивации земель после отработки месторождения, но и средние, небольшие предприятия.
– Очевидно, если постепенно не откладывать средства на такие работы, возникает риск, что решать будущие экологические проблемы придется государству. Аналогично проблему решают в большинстве развитых стран, компании резервируют средства с самых первых этапов разработки месторождений, когда размер отчислений в ликвидационный фонд не оказывает существенного влияния на экономику проекта, – сказал министр “Известиям”.
Согласно расчетам Минприроды, создание ликвидационных фондов повлечет за собой увеличение себестоимости добычи полезных ископаемых и снижение объема получаемой прибыли. Ежегодные выпадающие доходы бюджетов по налогу на прибыль составят около 6,4 млрд. руб. В то же время создание фондов позволит избежать расходов государства на ликвидационные работы в гораздо большем объеме. Так, например, по оценке администрации Кемеровской области, на закрытие семи шахт в Прокопьевском городском округе со стороны государства требуется 24,5 млрд. руб.
В Минэкономразвития сообщили, что законопроект в министерство поступил и в установленный срок позиция будет направлена в Минприроды. В Минэнерго также подтвердили, что законопроект получен и в настоящее время изучается. В Минфине указали, что министерство “в настоящее время рассматривает данные законопроекты, по существу которых замечаний и предложений не имеется”.
Руководитель энергетического отдела российского отделения Greenpeace Владимир Чупров указал, что подобные фонды де-юре уже существуют, например, в атомной энергетике. Поэтому, по его словам, представленным законопроектом не предусмотрена какая-то правовая новация, а лишь предполагается распространить имеющуюся практику на другие отрасли, которые оставляют после себя много заброшенной инфраструктуры.
Представители бизнеса крайне неохотно комментируют тему о новом обременении. На запросы “Известий” не ответили в структурах “Газпрома”, НОВАТЭКа, “ЛУКойла”, “Сургутнефтегаза”, угольных компаний “СДС-Уголь”, СУЭК. Президент Российского газового общества Павел Завальный отметил, что идея создания ликвидационных фондов обсуждается уже не один десяток лет.
– Проблема действительно существует, и во многом это связано с тем, что закрытие месторождений требует существенных затрат – порядка 40% от расходов на его разработку. В то же время важное значение имеет тот факт, что законопроектом предусмотрено не единовременное, а постепенное наполнение компанией фонда в процессе реализации проекта добычи, – указал Завальный. (Известия/Энергетика Украины и мира)