Планы китайского руководства по слиянию нефтяных компаний могут дезориентировать инвесторов, сообщает ПРАЙМ со ссылкой на he Wall Street Journal.
Один из вариантов, которые рассматривает Пекин, – это слияние двух крупнейших нефтяных компаний страны – China National Petroleum Corp, или CNPC, и China Petrochemical Corp, или Sinopec Group. Пока неясно, затронет ли слияние только листинговые бизнесы CNPC и Sinopec – PetroChina, China Petroleum и Chemical соответственно, или приведет к объединению непосредственно материнских компаний. За данным слиянием стоит идея создать национального гиганта, который бы мог конкурировать с Exxon Mobil.
Однако, как отмечает WSJ, у такой сделки мало коммерческого смысла. Если планируется только повысить экономический потенциал компании, чтобы конкурировать за международные активы, то одна только CNPC в состоянии соперничать с ведущими западными нефтяными компаниями. Она уже на 70% больше Exxon с активами на $600 млрд. на конец 2013 г. И даже листинговый бизнес PetroChina на 10% больше Exxon. По состоянию на конец 2013 г. чистые денежные средства CNPC равнялись $33 млрд. Для сравнения, чистый долг Exxon по состоянию на конец сентября составил $17 млрд. Обычно ведущие китайские нефтяные корпорации ведут зарубежные сделки на уровне материнских компаний.
Возможно, подоплекой сделки является желание предотвратить соперничество двух ведущих китайских нефтяных компаний за международные активы. Но Пекин недавно и так уже скоординировал зарубежные сделки своих госкомпаний, как раз чтобы избежать подобной ситуации, отмечает Нил Беверидж из Sanford C. Bernstein.
Лучшим объяснением потенциальной консолидации является стремление сократить расходы в ситуации с более низкими ценами на нефть. Это уже сделала Exxon Mobil, сократив на 7% свою совокупную рабочую силу за три года после слияния 1999 г., в результате которого компания была создана. Проблема в том, что трудно увидеть китайские государственные компании, столь же жестко настроенные в этом плане.
Во всяком случае, в предыдущие годы китайские официальные лица считали, что две национальные нефтяные компании вместо одной подстегнут дисциплину в силу конкуренции. Это основная причина, почему они, начиная с 1998 г., позволили CNPC, которая традиционно занималась разведкой и добычей энергоносителей, и Sinopec, которая занималась их переработкой, вторгаться на территорию друг друга.
Инвесторы могут задаться вопросом, стоят ли за этим слиянием чисто политические причины. Официальные органы ведут расследование в отношении CNPC и Sinopec по вопросу незаконных доходов, отчасти по причине противостояния двух конкурирующих группировок в составе Коммунистической партии. Возможно, Пекин считает, что будет гораздо проще контролировать объединенную компанию. Но для миноритарных акционеров это повышает риски вмешательства.
Второй вариант касается объединения Cnooc, которая занимается только разведкой и добычей энергоносителей, с компанией Sinochem, которая вовлечена в переработку и нефтехимические операции. Это выглядит вполне естественно, так как объединенная компания с более стабильной прибылью от бизнеса нефтепереработки может лучше приспособиться к ситуации с волатильной ценой на нефть.
Однако Китай в определенной степени регулирует цены на переработанные нефтепродукты, что может негативно сказаться на будущем слиянии. Cnooc продемонстрировала лучшие результаты, чем ее конкуренты, отчасти из-за того, что у нее нет бизнеса, ориентированного на прямое взаимодействие с потребителями и подверженного контролю. Это помогло компании обеспечить средний коэффициент рентабельности активов в 15 % за последние пять лет, что вдвое выше, чем у PetroChina.
Цены, по которым могут быть заключены эти две потенциальные сделки, также имеют значение. Но инвесторам все же следует задавать острые вопросы по поводу причин, которые стоят за такими слияниями. Если Пекин позволит своим нефтяным гигантам уволить избыточный персонал и закрыть неэффективные бизнесы переработки, то это станет важным показателем реформы. Но если он создаст более крупную монополию по политическим причинам, то это станет очередным признаком жесткого госконтроля. (Центр энергетической экспертизы/Энергетика Украины и мира)