Снятие нефтяного эмбарго с Ирана может привести к падению цен на нефтепродукты на 5-10% и ослаблению позиций России на европейском энергетическом рынке.
Такое мнение высказала директор департамента энергетической политики МЦПИ Наталья Слободян. “В случае снятия нефтяного эмбарго с Тегерана, иранские производители могут нарастить экспорт примерно до 2-2,5 млн. баррелей в сутки. Это означает существенный рост предложения на мировом рынке нефти, где сейчас и без того наблюдается избыток предложения над спросом. Именно поэтому падение цен на нефтепродукты на 5-10% является ожидаемым”, – говорит эксперт.
По ее словам, возвращение Ирана на нефтяной рынок – это в первую очередь вызов для России. “Сегодня звучат предложения американских политиков ввести нефтяное эмбарго для РФ в случае дальнейшей эскалации конфликта в Украине. В результате на мировом энергетическом рынке иранские поставки нефти могут потеснить российские”, – сообщает Слободян.
Она также отметила, что при подобных обстоятельствах нефтяной рынок, в случае введения эмбарго на российские углеводороды, не будет чувствовать никаких потрясений или энергетического коллапса.
“Например, Россия ежедневно продает в страны ЕС более 5 млн. баррелей нефти, после снятия эмбарго ожидаемо, что Иран выйдет на рынок с ежедневным объемом в 2-2,5 млн. баррелей, а, заручившись западными инвестициями и модернизировав производственный процесс, Тегеран будет в состоянии в короткий срок нарастить суточный экспорт в 2-3 раза”, – объясняет эксперт.
“Именно поэтому, для Кремля снятие с Ирана ограничений на торговлю нефтью является очень плохой новостью”, – считает Слободян.
Свое мнение она аргументирует: “Во-первых, за 2014 г. в экспортном балансе РФ энергетические ресурсы занимали 68% и четыре года подряд нефтегазовые доходы федерального бюджета составляли почти 50%, что соответствует показателю около 11% ВВП. “Мировое падение цен на нефть в два раза сократило валютные поступления в федеральный бюджет, а также снизило стоимость другого стратегического продукта – газа – цена которого в долгосрочных контрактах зависит от мировых цен на нефть”, – сообщает эксперт.
“Во-вторых, российско-китайские проекты “Сила Сибири” и “Алтай” фактически замерли. В течение 2009-2014 гг. Китай вел активную разведку сланцевых месторождений на своей территории”, – отмечает Слободян.
По сообщению Министерства земельных и природных ресурсов Китая, уже разведано 780 сланцевых газовых скважин, которые к концу 2014 г. дали 1,5 млрд. куб. м газа, а в текущем году Пекин ожидает добычу 6,5 млрд. куб. м. В 2020 г. китайские газовики рассчитывают выйти на уровень добычи около 30 млрд. куб. м газа ежегодно.
“Для России это означает призрачность азиатского рынка и стагнацию собственной газодобывающей отрасли. Возможно даже сокращение объемов добычи углеводородов Россией”, – прогнозирует эксперт.
“Главную же выгоду в этой ситуации получит Иран. С него будут сняты санкции, что позволит достичь экономического роста и со временем претендовать на место регионального “центра силы”. Более того, Иран, стремящийся стать прогнозируемым партнером для ЕС, может быстро потеснить Россию на европейском энергетическом рынке, с ее непрогнозируемым Путиным”, – подытожила Слободян. (Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)