Сделка “Роснефти” с Total даст возможность российской компании требовать выделения новых квот на дополнительную прокачку нефти в Германию и Чехию через транзитные государства, в том числе и через Украину.
27 августа антимонопольные органы ФРГ дали добро на покупку “Роснефтью” 16,7% акций нефтеперерабатывающей компании РСК Raffinerie GmbH в городе Шведт (Германия) у французской корпорации Total. Эта сделка вызвала резонанс не столько из-за солидной стоимости – приобретаемые россиянами активы оцениваются в $300 млн. – а из-за связанных с ней трагических обстоятельств. За месяц до официального анонсирования сделки в авиакатастрофе в Москве разбился глава Total Кристоф де Маржери. Он погиб, возвращаясь с переговоров 21 октября 2014 г., а 28 ноября новое руководство корпорации объявило о сделке. Гибель де Маржери долгое время бросала тень на контракт по покупке россиянами НПЗ, но спустя год страсти улеглись. Российские следственные органы 28 августа подвели официальный итог расследования гибели главы Total. По версии следствия, причиной его смерти стала неумышленная халатность группы работников российского аэропорта.
Контракт “Роснефть” – Total, заключенный до введения санкций США и ЕС в отношении России, Кремль может использовать как юридический прецедент. Если правило “заднего числа” сработает, и сделка получит окончательное одобрение властей Германии, европейские партнеры российских компаний получат отличный прецедент удачного нивелирования санкционных требований. Для этого можно будет просто не конкретизировать ключевые даты своих действий и договоренностей.
Такие игры не обещают ничего хорошего Украине. Недавно страна заявила о намерении распространить на украинской территории действие санкций, аналогичных ранее принятым США и ЕС в отношении России. Если контракт “Роснефть” – Total получит окончательное добро в Берлине и Брюсселе, попытки Украины повлиять на соседа потерпят фиаско. Инвесторы, работавшие в стране с санкционными российскими компаниями в 2014 г., могут потребовать не распространять новые меры на действующие контракты.
Впрочем, сделка “Роснефть” – Total будет иметь и более конкретное влияние на украинскую экономику. Она даст возможность российской компании требовать выделения новых квот на дополнительную прокачку нефти в Германию и Чехию через транзитные государства, в том числе, через Украину.
Большой транзит нефти по многониточному нефтепроводу “Дружба” от границы с Беларусью в Чехию Украина прекратила много лет назад из-за изменений в конфигурации европейских трубопроводов. При условии прокачки нефти одного сорта, одна из ниток этого украинского нефтепровода имела возможность осуществлять транзит в Словакию и Венгрию, а другая могла вообще не работать. Манипулируя транзитными заявками и сортами нефти, Москва добивалась от Киева поочередного или совместного использования всех ниток “Дружбы”, чтобы не дать Украине возможности использовать свободную нитку сугубо в своих интересах. Так, например, происходило в начале 2010-х годов, когда “Укртранснафта” успешно использовала незагруженную нитку “Дружбы” для поставок нефти в реверсном направлении – из украинского порта Южный и нефтепровода Одесса-Броды в Беларусь. Порт Южный тогда принимал нефть из Турции и Ирака, а Беларусь покупала ее у Азербайджана. Находившиеся в то время у власти ставленники Кремля в Киеве потратили уйму сил и средств, чтобы прекратить это “безобразие”.
Сегодня “Роснефть” и большинство компаний ее группы фигурируют в “черных” списках США и ЕС. Но в Украине компания все еще свободно работает. Так, нефтебазы принадлежащего ей и давно остановленного Лисичанского НПЗ не числятся в списке прекративших деятельность, хотя они расположены непосредственно у линии военных действий. И пока Украина не присоединилась к международным санкциям, российский государственный нефтяной гигант будет с максимальной выгодой для себя использовать операционную свободу. Одна из этих выгод – недопущение конкурентных РФ поставщиков нефти в Украину и Беларусь, и подача Киеву заведомо невыполнимых заявок на транзит. Ныне активизированное завершение покупки НПЗ в Восточной Германии как нельзя лучше отвечает этой цели. Поэтому Украине стоит поспешить с формированием своей государственной политики в сфере распространения санкций и новой нефтяной стратегии в отношении всей Восточной Европы, или хотя бы отношении Беларуси. (Деловая столица/Энергетика Украины и мира)