Если энергетические холдинги Виктора Пинчука и Рината Ахметова найдут общий язык властью, их компании смогут потеснить Дмитрия Фирташа и оказаться в центре новой модели газового рынка.
На днях парламенту предложили внести четкость в вопросе функционирования новой модели газового рынка. В апреле Рада приняла закон “О рынке природного газа”, который должен был привести украинский газовый рынок в соответствие с европейскими правилами. Однако, как оказалось, сделать это без принятия дополнительных законов не так уж и просто. В частности, для разделения функций транспортировки и реализации газа необходимо что-то сделать с обл- и горгазами, львиная доля которых сейчас контролируются компаниями Дмитрия Фирташа. К сфере влияния олигарха также относятся предприятия его проверенных партнеров, которые контролируют “Киевоблгаз”, “Волыньгаз” и другие крупные региональные компании.
На данный момент именно в бессрочном пользовании этих компаний сейчас находятся газораспределительные сети: еще в 2012 г. Кабмин принял соответствующее постановление. Но со сменой власти и приоритетов правительство “передумало” и попыталось через суд признать такое решение незаконным. Но не так давно Окружной административный суд Киева отклонил требование “Газа Украины” об отмене постановления Кабмина №770 от 20 августа 2012 г. Юристам ничего не мешает подать апелляцию на это решение, но особого смысла в этом нет: по странному стечению обстоятельств, соответствующее заявление было подано не в прошлом году (когда озвучивались соответствующие намерения), а в начале этого. Таким образом, был превышен срок исковой давности, что обнуляет шансы государства на победу в этом споре.
Видимо поэтому в Кабмине решили подойти к вопросу с другой стороны. В частности, был подготовлен пакет законопроектов (проекты №3072, №3073, №3074), направленный на внутреннюю газовую реформу. И если внимательно присмотреться, как раз эти документы решат судьбу газораспределительного бизнеса Дмитрия Фирташа.
Все газораспределительные системы, собственником которых является государство, должны быть переданы в управление некой государственной компании для дальнейшей передачи ее операторам исключительно на условиях платного пользования. А Минэнерго имеет право в одностороннем порядке разорвать действующие договора с негосударственными компаниями. Другими словами, сети у Фирташа после принятия законов вполне могут забрать, и вопрос только в чью пользу.
Реформа предполагает отобрать у ФГИ и передать Минэнерго право утверждения типового договора аренды в части, касающейся остальных объектов ГТС, подлежащих аренде, а арендодателем утвердить уполномоченную госкомпанию. Значит именно министерство будет решать, кто получит доступ к сетям. Напомним, что компании, связанные с Дмитрием Фирташем, Сергеем Левочкиным и Юрием Бойко еще с далекого 2003 г. ограничивали доступ к транспортировке газа конкурентов – холдинг Рината Ахметова “ДТЭК Нафтогаз” и активно работающий в добыче газа холдинг East One Виктора Пинчука. Так что теперь эти олигархи смогут взять реванш за упущенное.
Однако, в этом раскладе могут быть нюансы. В частности, вышеупомянутыми законопроектами на операторов возлагается довольно много обязанностей, чтобы можно было говорить, что документы написаны “под своих”. Во-первых, местные газопроводы и распределительные станции будут приравнены к другим “неприкасаемым” активам государства, таким как дамбы, портовые причалы, волнорезы и припортовые навигационные каналы. Проще говоря, тихонько их приватизировать будет очень сложно. Во-вторых, предложено установить, что бесперебойные поставки энергоресурсов населению являются неотъемлемой частью конституционных гарантий со стороны местной и центральной власти. То есть в случае невыполнения операторами своих обязанностей можно смело разрывать договора с ними на основе Конституции. В-третьих, в новых законопроектах появляется Администратор Единой базы абонентов – компания, которая будет вести учет всех абонентов. Определение такой компании совпадает с определением оператора газораспределительных сетей, прописанный в законе “О рынке газа”. А за непредоставление НКРЭКУ информации от компании-администратора ЕБА, ей смогут начислять штраф в размере 50 тыс. минимальных доходов. Деньги немалые, особенно с учетом того, что штрафовать можно до бесконечности за каждое нарушение. В-четвертых, на операторов рынка по сути возлагается обязанность обеспечения всех бытовых потребителей газа приборами учета. А если нет – снова штраф.
В таком свете вполне вероятным выглядит предположение, что никто на данный момент не задается целью полностью и бесповоротно выдавить Фирташа с газораспределительного бизнеса, ему лишь предлагают немного подвинуться и взять на себя ряд обязательств. Кстати, что примечательно, на днях Нафтогаз и “Газ Украины”, с одной стороны, группа компаний Ostchem, с другой, подписали мировые соглашения относительно графика погашения задолженности и условий возобновления газоснабжения предприятиям группы Ostchem. Задолженность группы была сформирована в 2006-2011 гг. и не погашалась до сегодняшнего дня. Но в случае принятия вышеуказанных законов такую задолженность реструктуризировать будет нельзя (только ту, что сформировалась после 1 января 2014 г.). А значит, диалог между Фирташем и НАКом есть, и есть даже определенные уступки.
Это подтверждают и другие факты. В частности, на данный момент требование правительства о разделении бизнеса по распределению и поставке газа профильными региональными компаниями закончилось формальным дроблением этих функций внутри самих компаний и их дочерних структур. А Генеральная прокуратура проиграла спор о признании незаконными контрактов между “Нафтогазом” и “Газпромом”, в рамках которых пять лет назад были перепроданы 11 млрд. куб. м газа, принадлежащие швейцарскому RosUkrEnergo.
Есть и второй вариант. Множественные ограничения – это такой себе “предохранитель”, поставленный для будущих новых участников рынка. В частности, если Дмитрия Фирташа все же выдавят с рынка, российский “Газпром” начнет поиск и кастинг преемников, так как контроль над внутренним рынком крайне необходим для сохранения хоть каких-то позиций в Украине. В качестве “бонуса” для будущего украинского партнера российская монополия может использовать свое полнейшее доминирование в образованной на украинском Донбассе “серой зоне” импорта газа. Тяжелее всего от такого партнерства будет оказаться Ахметову, энергоактивы которого, если они не впишутся в газовую реформу, могут серьезно потерять в цене. Но кроме него есть и другие, кто мечтает стать новым хозяином украинского газового рынка благодаря импорту газа в Украину по схеме “через Донецк, минуя Киев”. (Деловая столица/Энергетика Украины и мира)